Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

Физика для малышей - Глава 7- Электричество и магнетизм-  Л.Л.Сикорук

предыдущая глава          оглавление          

КАК ДОБЫТЬ НЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

Готовились Таня, Иришка и Леня к Новому году. Поставили елку, достал из шкафа игрушки. Вдруг звонок.
- Игорек! - крикнула Иришка и побежала его встречать.
- А вот и я!
- Ух, какой у тебя красивый свитер! - сказала Таня.
Игорек посмотрела на свой шерстяной свитер и сказал:
- Красивый, да жаркий!
- А ты сними его посоветовала Иришка, - у нас тепло.
Игорь начал снимать свитер, а Таня помогла ему.
-А что это так трещит? - спросил Игорек, услышав, как свитер затрещал, когда его потащили кверху. Таня сняла свитер и поднесла к носу Игоря свой палец. Щелк! И Игорь вытаращил глаза, посмотрел на Таню, потом на Иришку и спросил:
- Что это меня по носу щелкнуло?
Таня с Иришкой засмеялись, а Леня точно так же, как Игорь, вытаращил глаза и передразнил.
- Что это меня по носу щелкнуло?
Все опять засмеялись, и громче всех Игорь.
Таня подошла к письменному столу, приподняла стекло, которое на нем лежало, подложила под него две книги и сказала Иришке:
- Нарви бумаги помельче, а ты - повернулась она к Лене, - принеси свои шерстяные рукавички.
Таня взяла бумажки, которые нарвала Иришка, и положила их под стекло, потом подумала и вырезала из газеты двух маленьких человечков и положила их вместе с бумажками. Таня попробовала, хорошо ли лежит стекло на книгах, взяла рукавички, которые принес Леня, и начала ими натирать стекло. Сначала ничего не произошло, но потом бумажки на столе зашевелились и начали приподниматься. Они встали так, что одним краем опирались на стол, а вторым тянулись к стеклу. Приподнял голову один из человечков и вдруг встал на ноги, и почти в то же мгновение второй человечек вздрогнул и встал на голову. Все громко засмеялись. А Таня продолжала тереть рукавичками стекло. Вскоре неведомая сила притянула к нему все бумажки, и оба человечка прилипли к стеклу.
- Постойте! - закричала Иришка.
Она схватила пластмассовую расческу и начала расчесывать Танины волосы. Через несколько минут все увидели, что, когда расческа приближается к Таниной голове, волосы сами начинают подниматься и тянуться к расческе.
- Хватит, я ничего не понимаю! - сказал Игорь.
- И я, добавил Леня.
- Знаете, - сказала Иришка, - я читала а одной книжке, что от трения на стекле получается электричество, оно и притягивает к себе бумажки.
- Электричество бывает разное, - продолжала Таня, - положительное и отрицательное. На стекле получилось положительное, а на бумажках - отрицательное. Разное электричество притягивается, вот бумажки и подпрыгнули вверх.
- А если взять одинаковое электричество, оно что, отталкиваться будет? - спросил Леня.
- Да, - ответила Таня.
- Я знаю, мы такой опыт уже делали с папой , - сказал Игорь и подбежал к двум надутым резиновым шарикам, которые ребята повесили в комнате для украшения. Игорь схватил оба шарика и принялся натирать их о свою макушку. Потом отпустил их. Шарики отскочили друг от друга в стороны, потом полетели навстречу друг другу, но, немного не долетев, снова отскочили. Через некоторое время шарики успокоились и повисли так, будто их какой-то невидимка раздвинул и не давал прикоснуться.
- Только я все равно не понял, что меня по носу щелкнуло, - сказал Игорь.
- Когда мы снимали с тебя свитер, - объяснила Таня, - то от трения на тебе и на свитере получилось электричество. На тебе электричества много, а на мне его не было совсем. Вот оно и соскочило с твоего носа мне на палец. Эта электрическая искра тебя по носу и щелкнула!
- А вам было больно? - поинтересовался Игорь.
- Нет, носу больнее, чем пальцу, - засмеялась Таня.
Леня слушал эти разговоры, наблюдал за опытами и молчал, будто силился что-то вспомнить.
- Ребята, а молния - это что, тоже искра? - спросил он наконец.
- Да, - удивилась Таня, а как ты догадался?
- Очень похоже, - ответил он.
- Странно, - сказал Игорь, - а почему же искра не трещит?
- Трещит, да еще как, - сказала Таня, - гром-то - это и есть треск молнии.

Синтетическая и шерстяная одежда, волосы, пластмассы лучше всего электризуются зимой, когда квартиры интенсивно отапливаются и влажность воздуха низка. Во влажном воздухе, который частично проводит электричество, электростатические заряды, образующиеся на поверхности диэлектрика, стекают, и электричество не может накопиться на поверхности в достаточном количестве.
Очень хорошо получаются опыты с электризацией резиновых шариков, привязанных к длинным ниткам. Если наэлектризовать один шарик, он будет прилипать к окружающим предметам; если наэлектризовать два или несколько шариков, они будут отталкиваться друг от друга, так как получат одноименные заряды.

ЛАМПОЧКИ НА ЕЛКЕ.

Леня и Таня наряжали елку Иришка сидела на полу и приспосабливала к маленькому картонному домику с окошками лампочку с проводками. Рядом лежала батарейка от карманного фонарика. На одном конце батарейки стоял знак " + " (положительынй полюс), на другом конце - знак " - " (отрицательный полюс). Прикоснулась Иришка одним проводком от лампочки к положительному полюсу, а вторым проводком к отрицательному - лампочка и загорелась. Это электричество через лампочку "побежало" от одного полюса к другому.
Игорь увидел, как Иришка вставила горящую лампочку в домик и как от этого окна домика засветились. Игорю это так понравилось, что он закричал:
- А я тоже что-то придумал, - схватил другую лампочку с двумя проводками и подбежал к розетке, воткнул провода в нее. Раздался сильный щелчок, Игорь от неожиданности отлетел назад и оказался на полу.
- Разве можно лезть в розетку! - рассердилась Таня.
- Но ведь там же электричество, - виновато сказал Игорь.
- Да его же там 220 вольт, а лампочка может выдержать только четыре. Она ведь для батарейки!
- И вообще может убить! - воскликнула вслед за Таней Иришка.
- Эх, ты! - добавил Леня. - Кто же лезет в розетку голыми руками!
Игорю стало очень стыдно. Он вспомнил, что папа ему рассказывал, что шутки с электричеством могут плохо кончиться.
В это время Таня, которая уже немного успокоилась, подошла к розетке и включила в нее елочную гирлянду. Елка засветилась разноцветными огнями.
- Ур-ра!! - закричали дети.
Игорь смотрел на гирлянду и видел, что провод из розетки подходил к хвостику лампочки, а от нее отходил второй проводок. Этот проводок подходил к хвостику второй лампочки, а от нее отходил третий проводок. Этот проводок тянулся к третьей лампочке. Теперь электричество бежало через много лампочек, и каждой доставалось электричества немножко, поэтому лампочки не перегорали.
Тем временем Иришка посмотрела на домик под елкой, в который она спрятала лампочку с батарейкой. Окна светились совсем слабо.
- Почему лампочка так тускло светит? - спросила Иришка у Тани.
Таня взглянула на домик и ответила:
- Электричество в батарейке кончается.
- А что нужно сделать, чтобы оно не кончалось? - спросил Леня.
- Включать ненадоолго. Для этого надо было сделать выключатель.
Таня взяла маленькую дощечку, вырезала из жести узкую полоску и прибила к дощечку еще один гвоздик. Получился выключатель. Конечно, такой выключатель годится только для батарейки. В розетку его вклюать нельзя. Это каждому ясно!
Таня подошла к домику, вытащила оттуда лампочку с батарейкой, взяла новую батарейку и соединила проводами лампочку, выключатель и батарейку, как показано на рисунке. Электричество бежит из батарейки по проводку к выключателю и останавливается, так как выключатель отключен. Таня подвинула жестянку ко второму гвоздику, и электричество смогло побежать дальше к лампочке. Лампочка сразу же загорелась.
- Вот теперь батарейка будет служать долго, - сказала Таня. - Когда надо, будем лампочку выключать - экономить электроэнергию.
- А почему лампочки светятся? - вдруг спросил Игорь.
- Ты возьми тоненькую проволочку и соедини ею полосы батарейки, сказала Таня.
Игорь так и сделал. Только через секунду он крикнул:
- Ой! - и бросил проволочку на пол.
- Что "ой"? - улыбнулась Таня.
- Горячая?
- Это от электричества проволочка нагрелась. Проволочный волосок в лампочке тоже нагревается от электричества, да так сильно, что начинается светится, - сказала Таня.
В этот вечер ребята сделали много игрушек: луну, которая светилась, так как внутри у нее была спрятана ампочка с батарейкой, звезды на игрушечном небе, домики со светящимися окошками, сову, у которой светились глаза…

Не забудь, что лампочки в таких игрушках можно подключать только в батарейке.

Опыты с электричеством напряжением в 220 вольт должны быть совершенно исключены, потому что напряжение в электросети оспано для жизни и без специальных наыыков эти опыты могут привести к несчастному случаю.
Изготавливать для елки самодельную гирлянду тоже не стоит, так как такая гирлянда пожароопасна. Лучше всего использовать гирлянды заводского происхождения. Для того, чтобы объяснить детям, как электричество попадает в лампочку, достаточно вывернуть ее из патрона.
Что же касается игрушек с лампочкой и батарейкой, они совершенно безопасны, и было бы хорошо сделать хоть бы некоторые из них. Очень хорошо снабдить эти игрушки выключателями наподобие того, что описан в рассказе.

ПРО МАГНИТЫ

Леня с Игорем зажгли все ламочки и игрушки на елке и долго любовались ими. Потом пришла Иришка, подошла к стене, прикрепила небольшую железную пластинку и начала прикладывать к ней белые буквы.
Стала получаться надпись: «С Новым го...! » Но вот что странно. Иришка не намазывала буквы клеем, не прибивала их, не зацепляла ни за что, а буквы все равно держались.
- Почему это они прилипают? — спросил Игорь.
- А там маленькие магнитики, — ответил Леня и, перевернув одну букву обратной стороной, показал Игорю.
И правда, сзади у буквы был крошечный магнитик, он и прилипал к железной пластинке, и поэтому буквы не падали.

Игорь полез в карман и сказал:
- А у меня тожемагнитик есть!
- Ну и что, а у меня вот какой магнитик! — И Леняпоказал всем магнитик
в форме палочки.
- А у меня вот такой магнит. — И Таня показала магнитик колечком.
- А у меня есть такой магнит. — И Иришка показала обыкновенную иголку.
- Ну- ка! - Игорь выхватил у Иришки иголку и приложил её к трём кнопкам, которые лежали на столе. Кнопки остались лежать как ни в чём не бывало.
-Да он ничего не притягивает,- сказал Игорь и отдал Иришке ее "магнитик".
Иришка взяла иголку и потёрла её немного о Танин магнит. Потом она поднесла иголку к кнопкам и булавкам, лежащим на столе, и вдруг все увидели, что иголка начала притягивать
предметы! Игорь схватил маленькую жестянку и тоже потёр её о магнит. После этого он поднес жестянку к кнопкам, но кнопки преспокойно лежали и не думали подскакивать вверх.
- А почему это? — спросил Игорь.
- Что «почему»? — переспросила Таня.
- Почему жестянка ничего не притягивает?
Таня осмотрела иголку и жестянку и сказала:
- Иголка сделана из стали и может стать магнитом. Сталь намагничивается, а жестянка — из простого железа, к магниту она притягивается, а сама не намагничивается.
Таня немного помолчала, а потом добавила:
-Между прочим, у любого магнита два полюса: северный и южный. Разные полюсы притягиваются, а одинаковые отталкиваются.
Таня взяла свои круглые колечки магнитики и сказала:
- У этих магнитиков северный полюс окрашен в красный цвет, а южный—в синий.
После этого она поднесла колечки друг к другу разными полю сами, магнитики со звонким стуком прилипли друг к другу. Потом Таня перевернула один магнитик и стала приближать его к другому, магнитик, который лежал на столе, начал убегать от того, который держала Таня. Дети засмеялись: очень было забавно видеть, как магнит сам удирает от другого магнита, хотя его никто не трогает.

Леня попросил у Тани магниты и положил их друг на друга одинаковыми полюсами. Леня хорошо чувствовал, как магниики вырываются из рук. Потом он неожиданно отпустил руу — верхний магнитик подскочил вверх и со стуком упал на
пол.
Иришка взяла карандаш, надела на него магнитное колечко, а потом второе. Так как магниты были повернуты друг к другу одинаковыми полюсами, они оттолкнулись. Нижний магнитик прижался к столу, а верхний повис в воздухе, хотя его никто не
поддерживал.
-А теперь отгадайте загадку, — сказала Таня.
Взяла она блюдце, налила в него воды, магнитик в форме палочки положила в крышку от банки, а крышку поставила на воду. Крышка вместе с магнитиком плавала в воде. Смотрят дети, а крышка сама поворачивается. Повернулась, качнулась несколько раз и остановилась так, что синим концом в окно смотрит.

Таня повернула крышку в сторону, а она покачалась и опять синим концом на окно показывает.
- Почему магнит поворачивается в одну и ту же сторону? — спросил Леня.
- Наверное, там где-нибудь другой магнит спрятан, — сказал Игорь.
-Поищите, — предложила Таня.
Дети бросились искать, но так ничего и не нашли.
- Может быть, он где-нибудь на улице, — сказал Леня.
- Правильно, на улице, — улыбнулась Таня, — этот магнит— наш земной шар. Один полюс у него на севере, в Арктике, а другой — на юге, в Антарктиде.
- Значит, это у нас компас? — спросила Иришка.
- Да.
-А стрелочка у настоящего компаса — это тоже магнит? — спросил Леня.
- Конечно, магнит, — ответила Таня.

Опыты, описанные в рассказе, повторить несложно. Очень интересно намагничивать стальные предметы. Не забудьте, что мягкое железо (например, жесть) практически не чамагиичивается. Интересно получается опыт с самодельным компасом. Ясно, что для этого придется использовать магнит в виде стержня. Если опыт с магнитом, плавающим в блюдце, не получится, можно подвесить магнит на нитке.

ВОЛШЕБНЫЙ ГВОЗДИК

Иришка вставила лампочку в фонарик который сделал Леня и спросила :
— Проволочка есть?
- Есть,- ответил Лёня и начал разматывать проволочку с гвоздика, на который она была
намотана, как на катушку.
Разматывать было неудобно, и Иришка сказала:
- Да, ладно, давай так.
Иришке надо было только проверить, работает лампочка или нет. Она присоединила один кончик проволоки с катушки к батарейке, а второй — к лампочке. Только Иришка присоединила проволочку к лампочке и она загорелась, как тут же несколько кнопок сорвалось
с места и прилипло к гвоздику. Иришка сначала ничего не поняла и отцепила проводок от лампочки - кнопки оторвались от гвоздика. Иришка снова присоединила проводок к лампочке, и кнопки прилипли к гвоздику.
На этот раз все - и Иришка, и Лёня, и Игорь - сразу увидели что, как только в фонаре загорается лампочка, так кнопки прилипают к гвоздику.
-Взбесился, взбесился! - закричали все.
- Кто взбесился ?- не поняла Таня.
- Гвоздик,—ответил Игорь.
Таня подошла к столу, внимательно осмотрела гвоздик, на который была намотана проволока, и сказала :
- Это не гвоздик, это электрический магнит.
- Какой магнит? — переспросили дети.
- Электрический.
Таня взяла магнитный компас, положила его на стол,потом поднесла к компасу проволочку и поисоединила ее к полюсам батарейки. Как только она это сделала, так сразу же стрелка компаса повернулась к проволочке. Когда Таня отключила батарейку, стрелка компаса отвернулась.
- Когда электричество бежит по проволочке, она начинает чуть-чуть притягивать железные
предметы. Особенно хорошо получается, когда проволочка свернута колечком.
Таня свернула проволочку колечком и подключила это колечко к батарейке — стрелка мигом
повернулась к колечку, да так сильно, что даже задрожала.
- А, теперь понимаю, — сказала Иришка, — чем больше колечек, тем сильнее они притягивают железные предметы. Взяла Иришка гвоздик и начала на него наматывать проволоку, электрический магнит делать. Две тысячи витков намотала.

А потом ребята сделали игрушку, которая показана на рисунке. Гвоздик, на который намотана проволока, прибит к дощечке. Это электромагнит. Над ним полоска жести, к которой прикрепили карандаш. Включишь электромагнит в батарейку, он притянет полоску жести,
и карандаш стукнет по дощечке. Подставили дети под карандаш ленту серпантина, а Таня с батарейкой и выключателем ушла в другую комнату.
- Тяните серпантин, я вам телеграмму пошлю!
Тянут дети полоску серпантина, стучит Таня по выключателю, притягивает электромагнит пластинку с карандашом, а карандаш отстукивает телеграмму:
-точка, — тире, точка — тире...
— Все,—кричит Таня.
Принесли полоску к Тане, а Таня говорит:
— Читайте.
И подает им листок бумаги, на котором написаны буквы в виде точек и тире. Иришка сразу
догадалась, что это азбука Морзе. Смотрит Иришка на эту азбуку, и потом на полоску телеграммы и говорит: — Три точки — с.
Игорь догадался в чем дело и, посмотрев на азбуку, добавил: — Тире, точка — н.
Леня говорит: —Три тире—о.
Иришка: —Тире, тире, точка — в.
— Тире, тире, точка, тире — ы.
С Новым годом! —закричали ребята, так как догадались, что там было написано.
Так Таня поздравила детей с Новым годом.

Изготовить электрический магнит очень просто. Нужно только помнить, что для такого магнита потребуется изолированный провод. Лучше всего для этой цели взять радиотехнический провод с лаковой изоляцией.

Электромагниты можно употребить во многих детских игрушках. Например, если вместо крюка к подъемному крану, собранному из конструктора, приспособить электромагнит, то играть с таким краном станет намного интереснее. Устройство телеграфного аппарата хорошо видно на рисунке.
Нужно только не забывать, что на жестяной полоске, которая притягивается электромагнитом, прямо над магнитом укрепляется кусочек мягкого железа или сложенная в 5—10 слоев полоска жести. Это нужно для того, чтобы полоска с карандашом сильнее притягивалась магнитом.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему, когда в темноте снимаешь свитер или кофточку из синтетической или шерстяной
пряжи, иногда видны искры и слышен треск?

2.Почему, когда расчесываешь чистые сухие волосы пластмассовой расческой, слышно
потрескивание?

3. Что такое молния?

4. Почему электрическая лампочка светит?

5. Зачем нужны выключатели?

6. Почему самодельную игрушку нельзя включать в электрическую розетку?

7. Какие предметы магнит притягивает? Какие предметы магнит притянуть не может?

8 Что такое стрелка компаса?

9 Почему стрелка компаса показывает одним концом на северр, а другим — на юг?

предыдущая глава          оглавление         

 



 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz