Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

Физика для малышей - Глава 6- Инерция и реактивное движение-    Л.Сикорук

предыдущая глава          оглавление         следующая глава

ЛЕНИВЫЕ КОЛЕСА

Сломался вагон, колеса заменить нужно. На рельсах возле депо стояла пара колес. Подошел рабочий, навалился на них, а они не едут, еще навалился, а они опять не едут. Кое-как сдвинулись с места ленивые, катятся. Вот пора бы и остановиться, а они дальше едут. Рабочий держит их что есть силы, а они не останавливаются.
Еле-еле встали упрямые!
Не одни колеса на свете ленивые и упрямые.
Положила Иришка на асфальт два шарика —один тяжелый, а другой легкий. Толкнула тяжелый шарик, наскочил он на легкий, но даже этого не заметил, катится дальше. А потом наоборот, толкнула Иришка легкий шарик. Наскочил легкий шарик на тяжелый, да где ему с такой тяжестью и ленью справиться! Сам отскочил в сторону. Значит, тяжелые предметы
«ленивее» легких.

Ехали дети в автобусе, на заднем сиденье. Пассажиров было мало. Рядом с детьми, на полу автобуса, лежал мяч. Вдруг на перекрестке зажегся красный свет. Нажал шофер на тормоз — стал автобус останавливаться, а мяч дальше катится, не хочет останавливаться. Через весь автобус прокатился, остановился только у кабины водителя. Постоял автобус на перекрестке и поехал дальше. А мяч-то ленивый и не хочет никуда ехать. Автобус поехал вперед, а мяч покатился назад к детям. Правильнее было бы сказать, что мяч никуда не покатился. Он остался на месте, а дети вместе с автобусом подъехали к нему.

Предметы не виноваты, что они ленивые и упрямые. И чтобы их не обижать, физики вместо слов «лень» и «упрямство» говорят «инерция». Инерция есть у всех предметов.
Ехал Леня на роликовых коньках по тротуару, разогнался, а на тротуаре маленькая ямка была. Коньки остановились, а сам Леня вперед по инерции едет, да не едет, а прямо летит, руки
вперед выставил, чтобы носом об асфальт не удариться. Встал Леня, а на лбу шишка. И все из-за инерции!
Наверное, и ты встречался с инерцией. Вспомни, бежишь и вдруг ноги за что-нибудь запнулись, остановились, а ты вперед летишь по инерции, пока не упадешь на землю. Бывает и наоборот, стоит автобус на месте, а потом резко трогается. Автобус уже поехал, а пассажиры еще сидят неподвижно, и от этого все откидываются назад.

Нужно обратить внимание ребенка на то, что инерция — это неотъемлемое свойство предметов, что нет предметов, которые не обладали бы инерцией.

Очень важно, что инерция проявляется не только в момент, когда движущиеся тела останавливаются, но и в момент, когда покоящееся тело начинает двигаться. Вообще всякое изменение скорости тела или направления его движения приводит к тому, что проявляется инерция.

КАК ЛЕНЯ СТАЛ ФОКУСНИКОМ

Однажды Леня решил стать фокусником, а Иришка — его художественным руководителем: она придумывала фокусы и обучала им Леню. Вот какие фокусы они придумали.
1 фокус Подвесили дети на тонкой-тонкой нитке гирьку, а снизу к гирьке привязали толстую нитку. Нужно так дернуть за толстую нитку, чтобы она порвалась, а тонкая осталась целой. Потянул Леня за нижнюю толстую нитку, и верхняя тоненькая сразу оборвалась, гиря упала и чуть по ноге Леню не ударила.
-Неправильно, — кричит художественный руководитель, — нужно резко дергать, чтобы
гиря не успела сдвинуться с места, ведь она тяжелая и ленивая.
Взяла Иришка за кончик толстую нитку. Р-раз! Толстая нитка порвалась, а тоненькой хоть
бы что.
-Ничего себе! — сказал фокусник и покачал головой.
2 фокус Подвесили дети на тонких бумажных колечках деревянную реечку. Реечка висит
на бумажных колечках, а колечки — на металлических линейках, которые Леня в руках держит. Размахнулась Иришка толстой палкой — трах! Реечка — вдребезги, а колечки целы. Удивительно! Зашла в комнату Таня, увидела этот фокус и говорит:
— Можно вообще реечку не подвешивать, а она все равно сломается. Взяла она другую реечку, подбросила. Палкой по реечке стукнула, и реечка с треском разлетелась на две половинки.
- Почему?—спрашивает Таня.
Задумались дети. Не могут понять, почему так получается.
- Когда палка ударила по реечке, — сказала Таня, — она в середине от удара продвинулась вперед, а концы по инерции на месте остались. От этого реечка так сильно прогнулась
что сломалась.
3 фокус Положил Леня руку на стол. На ладонь ему положили кирпич, а на кирпич — грецкий
орех. Взяла Иришка молоток, ударила по грецкому ореху. Он раскололся, а руке хоть бы что! Съели дети ядрышко ореха и новый фокус придумали. Положили на ладонь Лене кирпич, а на этот кирпич — второй кирпич. Иришка ударила по верхнему кирпичу молотком, он раскололся на половинки, а руке ничего! Страшный опыт! А Таня смеется:
- Почему руке не больно, вы понимаете?
-Потому что кирпич тяжелый и ленивый, — сказала Иришка, — когда я резко ударила по нему, он не успел сдвинуться с места, и руке ничего не сделалось.
Наконец и Леня придумал фокус.
4 фокус Положил Леня на ладошку почтовую открытку, а на открытку — монетку и ударил щелчком по открытке. Открытка слетела с ладошки, а монетка, которая лежала на открытке, осталась. Вот какой интересный фокус получился!
Целый вечер друзья занимались фокусами, а потом придумали песенку:

Упрямые вещи на свете живут,
Ленивые вещи на свете живут,
Упрямые вещи на свете живут,
Инерцией это упрямство зовут.

В первом фокусе гирьку, которой может не оказаться под рукой, можно заменить любым другим тяжелым предметом, например молотком. Единственное условие для успешного выполнения этого фокуса — резкое движение руки при обрывании нитки. Кроме того, верхняя нитка, на которой висит гирька или молоток, сама по себе должна выдержать вес спокойно висящего груза и не оборваться под его тяжестью.

Лучше всего прежде, чем показывать этот опыт детям, прорепетировать его самому. В ходе такой репетиции вы легко определите необходимую толщину ниток и потренируете руку. Когда же этот опыт будут делать дети, следите за тем, чтобы они проделывали его с вытянутой рукой. Это необходимо для того, чтобы в случае неудачного опыта (если нитка все-таки оборвется) гиря не ударила ребенка по ноге.

Для второго опыта нужно взять сосновую реечку толщиной примерно 5 мм и палку для разламывания реечки толщиной 1—2 см. Толщина и ширина бумажных колечек могут быть любыми, так как и без них реечка сломается. Важно только, чтобы, как и в предыдущем опыте, колечки не порвались от веса реечки еще до того, как вы ударите по ней палкой. Ориентировочно вы можете сделать колечки из полоски шириной 1 см, вырезанной из обычного тетрадного листа бумаги. Учтите, что для успеха опыта нужен резкий удар.

Опыт с кирпичами на первый взгляд опасен. В действительности же не более опасен, чем предыдущие. Нужно только предусмотреть, чтобы случайный мелкий осколок кирпича не попал в глаза. Впрочем, обычно кирпич разбивают без осколков. Если вам или ребенку перед ударом трудно преодолеть ощущение, что
будет больно, ударьте слегка, а потом, постепенно наращивая силу удара, убедитесь в том, что не только грецкий орех, но и второй кирпич можно разбить, не причинив руке боли. Между прочим, в старину этот опыт в цирках подавался довольно эффектно. На ковер ложился человек, на грудь ему ставили тяжелую наковальню. Второй человек что есть силы бил по ней кувалдой. В отличие от перепуганных зрителей цирка вы хорошо себе представляете, что этот опыт совершенно безопасен, если, конечно, «молотобоец» не промахнется мимо наковальни.

Последний опыт совсем прост.

«РЕАКТИВНАЯ» КОНСЕРВНАЯ БАНКА

Загорали Леня с Таней на беегу моря. Таня дремала, а Леня смотрел на небо. Вдруг Леня заметил высоко-высоко реактивный самолет.
- Почему реактивный самолет летит вперед, что его толкает? — спросил Леня.
- Газы горячие вылетают назад и толкают самолет вперед.
-Что-то я не понимаю.
Встала Таня, подошла к лодке, которая стояла у берега, положила туда тяжелый камень. Потом осмотрелась вокруг, увидела груду камней и начала носить их в лодку. Леня стал помогать. Когда камней набралось достаточно, оттолкнули Леня и Таня лодку от берега и прыгнули в нее. Лодка прошла немного по инерции и остановилась. Тогда Таня встала в лодке, взяла
в руки камень и говорит:
-Я беру камень, он тяжелый и ленивый, у него большая инерция. Я его сейчас брошу назад, а он не захочет лететь сразу, и я поэтому от него немного оттолкнусь.
- Р-раз! — бросила Таня камень в воду за корму лодки. Камень был тяжелый, и Леня заметил,
что Таня сильно качнулась вперед, а лодка тоже немного двинулась. Таня взялавторой камень.
— Два! — и камень опять полетел назад, а лодка еще немного сдвинулась вперед.
— Три! —лодка пошла уже довольно быстро.
— Четыре!.. Пять!.. Шесть! — кричала Таня и с силой бросала назад камни, а лодка тем временем двигалась все быстрее.

-Я бросаю камни назад, а они толкают нашу лодку вперед, значит, наша лодка реактивная! — весело закричала Таня.
- Ого, разогналась! —сказал Леня, который не думал, что таким способом можно заставить лодку плыть, и поэтому немного испугался. Но вот камни кончились, и лодка продолжала двигаться вперед по инерции. Вода, которая бурлила за кормой, на носу и под днищем, постепенно затормозила лодку, она плыла все медленнее и наконец остановилась.
Когда вышли на берег, Таня взяла консервную банку и стала в стенке возле донышка пробивать гвоздем дырки. Пробьет дырку и отогнет гвоздь в сторону. Еще пробьет дырку и опять гвоздь в ту же сторону отогнет. Пробила она четыре дырочки, привязала к банке нитку и побежала в воду. Зачерпнула Таня воды в банку и подняла ее. Банка начала крутиться. Это вода, вытекая из дырочек, раскручивает банку в другую сторону. Так же как камни, которые Таня бросала назад, толкали лодку вперед.


Леня смотрел на эти опыты и все время о чем-то думал. Потом срезал сухой стебелек, вырезал из него трубочку, привязал ктрубочке воздушный шарик. Трубочку с шариком Леня привя-
зал к дощечке. Потом он надул шарик, поставил дощечку на воду и открыл дырочку у трубки. Воздух через трубочку стал с силой выходить из шарика. Воздух вылетал назад и толкал дощечку вперед. Забавный получился кораблик, реактивный! Сняла Таня с кораблика шарик с трубочкой, надула его и отпустила вверх. Воздух свистнул, и шарик
стремительно взлетел вверх.
- Как ракета! — закричал Леня
- А это и есть ракета, сказала Таня, — только эта ракета воздушная.
-Теперь тебе понятно, что толкает вперед реактивный самолет?
-— Теперь понятно, — сказал Леня,— это горячие газы, которые вылетают из самолета.

Опыт с консервной банкой, у которой пробиты возле донышка отверстия, прост и может быть повторен дома. В этом случае нитку, которая держит банку, нужно привязать к водопроводному крану. Открутив кран, наполните банку водой, и она начнет вращаться. Можно так отрегулировать струю воды, что банка
будет вращаться неограниченное время.
Кораблик, у которого роль реактивного двигателя играет резиновый шарик и легкая трубочка подходящего диаметра, сделать не трудно. Можно вместо кораблика такой двигатель установить на легкой тележке.

РЕАКТИВНЫЕ ИГРУШКИ

Иришки не было на море, и она очень расстроилась, что пропустила такие интересные опыты. Вдруг Таня говорит:
— Садись на велосипед.
В коридоре стояли два старых трехколесных велосипеда. Иришка села на один, а Таня — на другой. Сели они друг к другу лицом. Таня и говорит:
- Держись, я сейчас тебя толкну. Только ноги приподними, чтобы они не задевали пол, — и сама тоже приподняла ноги.После этого она с силой толкнула Иришкин велосипед, и
Иришка поехала назад.
-И сама немного отъехала, — засмеялась Иришка, потому что Таня тоже отъехала назад на своем велосипеде.
- А теперь ты толкни, — сказала Таня Иришке. Иришка толкнула Таню, и опять отъехали обе.
- Неважно, кто толкает рукой, толчок все равно получили обе.
- А теперь давай посмотрим, кто отъезжает дальше, — сказала Таня и опять с силой толкнула Иришкин велосипед.
- Так не честно! — закричала Иришка. —Ты меня сильно толкнула!
И в самом деле, Иришка отъехала далеко, а Таня — немножко.
-Толкни меня сильно, чтобы я отъехала далеко.
Снова Таня с Иришкой подъехали друг к другу, и Иришка что есть силы толкнула Таню. Но вместо того, чтобы далеко уехать Тане, далеко уехала Иришка.
- А почему так? — уже спокойно спросила Иришка.
- Что?
-Почему я всегда далеко отъезжаю?
- Ты легче, и инерции в тебе меньше, — сказала Таня, — вспомни опыт с шариками. Наскочил легкий шарик на тяжелый, толкнул его, сам отлетел в сторону, а тяжелый только чуть-чуть
пошевелился.
- Запомните, — сказала Таня Иришке и Лене, — неважно, кто кого толкает, толчок получают оба. Дальше движется тот, в ком инерции меньше, кто легче.

Взяла Таня пружинку, сжала ее, связала ниткой и положила на тележку возле стеночки. Потом зажгла спичку и поднесла ее к нитке. Нитка перегорела, пружинка распрямилась да как ударит тележку! Сама улетела в противоположный конец комнаты, но и тележку толкнула, покатилась тележка по столу.
- А почему тележка толкнула пружинку сильнее?— спросил Леня.
-Толкнули-то они друг друга одинаково. Только пружинка легкая, вот и улетела дальше, — улыбнулась Таня.

Поставили дети на тележку вентилятор. Включили его. Крутится вентилятор, толкает воздух назад, а воздух толкает его и тележку вперед.
- Как пропеллер у самолета,- сказал Лёня.
- Да, — согласилась Таня.
- А что, правда, что пропеллер-это вентилятор?- спросил Леня.
- Да, только большой и сильный.
- Послушайте,—закричала Иришка,—а я-то тоже реактивная!
Таня с Леней посмотрели на Иришку и прыснули от смеха. Но Иришка, не обращая на них внимания, ходила по комнате кругами и говорила:
-Я толкаю землю ногами назад, а она толкает меня вперед, я толкаю землю назад...

-Ура-а! — закричали Леня и Таня, которые наконец поняли, что хотела сказать Иришка. Оказывается, все машины, животные и люди, когда перемещаются, что-нибудь толкают назад (например, землю, воду, воздух), а сами движутся вперед.

Когда дети это поняли, они сделали два реактивных кораблика. У первого в задней стенке трубы отверстие, в которое вставлена тонкая трубка. Если в большую трубу налить воды, она станет вытекать из тоненькой трубочки назад и толкать пароходик вперед.

У второго кораблика резинка раскручивает катушку от ниток, в которую воткнуто неколько металлических перышек от ручки.
Крутится катушка, и перышки бросают воду назад. Толкают перышки воду назад, а вода толкает их вместе с корабликом вперед.

 

 

В первом опыте с велосипедами необходимо, чтобы один из участников был существенно тяжелее другого. При этом важно обратить внимание на то, что результат всегда будет одинаковым, независимо от того, кто толкал рукой велосипед. Конечно, очень важно, чтобы оба велосипеда были одинаково легкими на ходу и чтобы участники опыта не тормозили ногами об пол. Вместо велосипедов можно взять две любые динаковые тележки. Очень хорошо опыт получается на катке зимой. В этом случае участники опыта становятся лицом друг к другу и отталкиваются руками. И в этом случае дальше отъезжает тот, кто легче и, значит, обладает меньшей инерцией. Игрушки, описанные в рассказе, можно сделать, пользуясь рисунками. Хорошо, если дети примут участие в их изготовлении.

ИГРУШКА, КОТОРАЯ ПОКОРИЛА КОСМОС

Укладывались дети спать. Таня уже погасила свет и собралась уходить, как вдруг услышала
шепот:
- Таня, а Таня!
- Что?—также шепотом спросила Таня.
- Расскажи что-нибудь, — очень жалобно прошептал Леня.
- Уже поздно, Ленечка.
- Таня, ну, пожалуйста,—так же жалобно прошептала Иришка.
Таня подумала минутку, а потом сказала:
- Что бы мне вам рассказать?..
Не включая свет, она присела на кроватку к Лене. Слушайте. Давным-давно жил в городе Калуге учитель физики и математики по фамилии Циолковский. Днем учил ребят в школе, по вечерам занимался научными опытами. Больше всего на свете ему хотелось побывать на Луне и других планетах. Но как добраться туда? Может быть, пешком?

-Там же нет тротуара, — засмеялся Леня.
- На паровозе?
-Там нет железной дороги!
- На корабле?
- Там нет воды!
- На самолете?
-А разве нельзя? — спросил Леня.
-Ты что! Там же безвоздушное пространство, там пусто! — воскликнула Иришка.
-В том-то и беда, — продолжала Таня, — что нет в космосе ничего, что можно было бы бросать назад, чтобы отталкиваться и лететь вперед. И вот однажды Циолковский вспомнил про игрушки, вроде тех, которые мы с вами придумали, и изобрел космическую ракету. Горячие газы в такой ракете с силой вылетают вниз и разгоняют тяжелую ракету вверх...
Прошло много лет. Я очень хорошо помню 12 апреля 1961 г.
Рано утром все мы узнали, что впервые в мире в космическое путешествие отправился человек по имени Юрий Гагарин. Он был самый первый космонавт на Земле. С тех пор многие люди летали в космос. Космические корабли побывали на Луне, Венере, Марсе, Юпитере, и всех их толкали вперед реактивные двигатели.

События, описанные в этом рассказе, хорошо известны всем. Дети очень любят рассу)кяать о космосе и космических полетах, поэтому у вас не раз возникнут такие разговоры, и ваше дело, как и по какому руслу их направить. Единственная цель рассказа — обратить внимание детей на то, что инерционность или «лень» и «упрямство» тел помогли людям осуществить межпланетные полеты. Я надеюсь, что после прочтения всех рассказов дети смогут понять, что практически любое движение на Земле и в космосе реактивное, так как и животные и машины всегда что-нибудь толкают назад, а это «что-нибудь» толкает и животное, и человека, и машину вперед. Исключением из реактивного движения следует считать движение строго по инерции, когда ничто не мешает телу двигаться и ничего не тормозит его движения. Очевидно, что такое движение нигде в реальном космосе невозможно, так как среда тормозит движение тел или искривляет их путь. И в том и в другом случае движение становится реактивным, хотя представить это себе несколько труднее, чем простые формы реактивного движения, описанные в рассказах.

ЗАЧЕМ КОРАБЛЮ ПАРУСА

Катались дети на паруснике по озеру со своим другом Игорем. Вот Игорь и говорит:
- Что-то я не понимаю: почему ветер дует нам вбок, а корабль наш плывет вперед?
- И правда!-— сказал Леня. — Ветер гонит волны в одну сторону, а корабль плывет в другую.
- А зачем же нашему кораблю паруса? — спросила Таня.
- Для красоты, — сказал Игорь.
Никто не засмеялся, значит, никто не знал этого.
- Эх, вы, мореплаватели,—улыбнулась Таня. — Что нужно сделать, чтобы корабль плыл вперед?
-Нужно что-нибудь бросать назад, например камни, — неуверенно сказала Иришка.
-Или воздух,—добавила Таня.
-А как его бросать назад, ведь он нам дует вбок? — удивился Леня.
-Вот для этого паруса и сделаны,—ответила Таня и посмотрела вверх. — Смотрите, паруса стоят к ветру косо, видите?
- Да! — хором ответили ребята.
- Ударяет ветер в такой парус и отскакивает назад. Сам отскакивает назад, а корабль толкает вперед. Понятно?
- Да, — неуверенно ответили дети, и было видно, что не очень- то им понятно, как ветер, дующий вбок парусам, отскакивает назад.
- Как солнечный луч от наклонного зеркала! — вдруг догадалась Иришка.
- Как мячик от стенки,—добавил Леня, который тоже понял. А как быть, если ветер подует с другой стороны? — не унимался Игорь.
- Нужно повернуть паруса, — ответила Таня, — для этого от каждого паруса тянутся веревки, которые моряки называют шкотами. Потянешь шкот, и парус повернется в нужную сторону.
Ветер был слабый, но парусник легко бежал вперед, так как у него были поставлены все паруса и ветра они захватывали много, захватывали и направляли весь этот ветер назад, так
как все они были повернуты к ветру одинаково.
- А паруса могут работать только на воде? — вдруг спросил Леня.
-Да нет, везде, — ответила Таня.
Прошло лето, наступила осень. Подул холодный осенний ветер. И вот в один из таких
ветреных дней во двор дома, где жилиребята, въехала странная машина. Это была детская коляска, к которой приделан парус на мачте. Получился сухопутный парусный кораблик, или, по-научному, «ветропарусомобиль». «Ветропарусомобиль» был маленьким, поэтому решили посадить в него Игоря — самого маленького из детей.
«Ветропарусомобиль» с Игорем на борту выкатили на асфальтированную дорогу, по которой не ездили машины, подождали, пока подует ветер посильнее, и отпустили. Надутый ветром парус потянул вперед коляску, она весело побежала по дороге Игорь кричал от радости.

Конечно, далеко не каждый из читателей возьмется за постройку парусника, на котором наши герои плавали по озеру, но это и не обязательно, так как не менее интересно управление маленьким игрушечным парусником. Таким кораблем ребенок сможет управлять самостоятельно, без помощи взрослых, а это, возможно, доставит ему даже большую радость, чем прогулка на настоящем паруснике. .Очень несложно изготовить и «ветропарусомобиль», или, иначе, сухопутную яхту, которая теперь пользуется большой популярностью и у взрослых.

СТАРАЯ МЕЛЬНИЦА

Шла Иришка из школы, встреила на улице Игоря. Сели они на скамеечку в сквере. На крыше дома, который стоял напротив, вертелась от ветра дереянная вертушка. Вдруг Игорь заметил, что вертушка крутится не по направлению ветра, а поперек.
- Почему вертушка крутится поперек? — спросил он у Иришки, которая тоже смотрела на вертушку.
- Надо подумать,—сказала Иришка и достала из портфеля лист бумаги. Она сложила этот лист крест-накрест, надорвала уголки и стала сгибать их к центру. Получился красивый цветок из бумаги.
-Гвоздик есть? — спросила Иришка.
- Есть, — ответил Игорь и дал ей маленький гвоздик.
Иришка проткнула гвоздиком этот цветок прямо посередине.
Получилась бумажная вертушка, которую знают многие ребята.
- Смотри, — говорит Иришка, — ветер ударяет в лопасть, а она стоит к ветру косо, поэтому ветер отскакивает в сторону. Сам отскакивает в одну сторону, а вертушку толкает в другую, вот она и начинает вертеться.
- А можно другую вертушку сделать, — сказал Игорь. Он взял две небольшие бумажки, прикрепил их к концам палочки и прибил ее к другой палочке. Когда он поднял свою вертушку над головой, она весело завертелась. От радости Игорь помчался по аллее, и вертушка завертелась еще веселее.

как сделать забавные вертушки

Вечером дети катались на велосипедах, у каждого велосипеда на руле была прикреплена вертушка. Когда велосипеды ехали по аллее, вертушки вертелись, и от этого велосипеды немного походили на самолеты.

Однажды Таня, Леня и Иришка были в поле. Вдруг Леня остановился как вкопанный. Все посмотрели вперед и сразу поняли, чему так удивился Леня. На горизонте, возвышаясь на холме, махала крыльями ветряная мельница. Ребятам захотелось посмотреть на нее поближе, и они поспешили к мельнице. Подойдя ближе, ребята заметили маленькую дверцу. Они вошли в нее и увидели два больших деревянных колеса с зубчиками. Бревна, на которых были закреплены колеса, вертелись с жалобным скрипом. Внизу возле большого каменного круга стоял старичок.
— Здравствуйте, — сказали дети.
— Здравствуйте, — ответил старичок и улыбнулся, — что скажете хорошего?
- Шли мы по полю и увидели вашу мельницу, решили посмотреть поближе, — ответила Таня.
- Что ж, хорошо сделали, — сказал старичок, — последние дни украшает она наши места. Вам повезло, успели посмотреть. На днях ее разберут и увезут в музей под открытым небом, а то она здесь развалится без присмотра.
- А вы?— спросила Иришка.
-А что я? — пожал старичок плечами. — Я на ней последний раз молол муку лет сорок тому назад, с тех пор нет в ней нужды, электричество теперь работает. Вам, конечно, интересно посмотреть, как она устроена? — спросил старичок.
- Да, — ответили дети.
- Самое главное у мельницы — крылья. Крылья — это такая большая вертушка, которая под действием ветра вращается. Крылья приводят в движение вон то большое бревно, которое
через окошко входит с улицы внутрь мельницы. На этом бревне—зубчатое колесо. Зубья зацепляют за ямки на втором колесе. Второе колесо крутится и с помощью второго бревна
вертит жернов.
- Что? — не понял Леня.
- Жернов, — повторил старичок, — большой круглый камень. На мельнице два жернова. Один неподвижный, а второй вертится. Растирают жернова зерно, которое между ними насыпают, и получается мука. Из этой муки делают тесто. А из теста пекут хлеб. Теперь понятно? — спросил старичок.
- Понятно, — сказали дети, — спасибо!
- Пожалуйста,—улыбнулся старый мельник.

В наше время мало кому из читателей доведется увидеть ветряную мельницу или ветряной двигатель. Поэтому нужно, видимо, ограничиться изготовлением вертушек. Так как устройство описанных вертушек не сложно и хорошо видно на рисунках, мы не будем останавливаться на этом подробно. Важно обратить
внимание ребенка на то, что вертушка крутится перпендикулярно направлению ветра, т. е. если ветер, скажем, дует с севера на юг, то вертушка крутится в плоскости восток—запад.

ПОЧЕМУ ВЗЛЕТАЕТ ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

Шли Таня с Иришкой и Игорем по улице. Смотрят—в небе воздушный змей, высоко- высоко!
-Интересно, почему он взлетает?—сказал Игорь.
- Ветер-то дует... — ответила Иришка.
- Ветер-то дует по земле, а змей летит вверх! — почти закричал Игорь. Иришка взяла листок бумаги и сказала:
-Смотри, змей стоит наклонно к направлению ветра. Ветер ударяет в него, сам отскакивает вниз, а его толкает вверх.
-Когда ветер ударяет в нижнюю сторону змея, то снизу собирается очень много воздуха, этот воздух и толкает змея кверху, —добавила Таня.
Вечером Таня достала фанерный ящик, насыпала в него гальку — мелкие камешки, которые ребята привезло с моря.Потом она взяла палочку, привязала к ней нитку наподобие уздечки змея и положила эту палочку в ящик с галькой. Таня наклонила фанерный ящик, камешки
посыпались по дну ящика, и палочка поднялась вверх.

Таня сказала:
-Смотри, вя галька собралась внизу, она давит на палочку, и от этого павлочка поднимается вверх.
И правда, каждый раз, когда Таня наклоняля ящик и галька сыпалась вниз, палочка взмывала вверх, как настоящий воздушный змей.

Конечно, наилучшим продолжением этого рассказа будет постройка и запуск змея. На рисунках показаны несколько разно-
видностей воздушных змеев. Каркас змея делается из одиночно-
го слоя фанеры — шпона. Чтобы из куска фанеры получить
шпоновые полоски, нужно фанеру размочить, и она без труда расслоится. Можно использовать кусок фанеры, размокший под дождем. При изготовлении уздечки надо следить за тем, чтобы она
получилась симметричной, иначе змей во время запуска будет переворачиваться. Хвост змея изготавливается из тесьмы, бинта или какой- нибудь не слишком тяжелой веревки. Назначение хвоста — удерживать змея в равновесии, стабилизировать его полет. Стабилизирующее действие хвоста объясняется двумя причинами. Во-первых, он, подобно хвосту птицы или
хвостовому оперению самолета, располагается вдоль направления ветра, а во-вторых, хвост довольно тяжел и старается быть всегда внизу, в то время как змей рвется вверх. Если при запуске змей неустойчив и много вертится, хвост надо утяжелить (удлинить или привязать к его концу какой-нибудь груз). Если же хвост тяжел, то змей будет подниматься очень медленно или вовсе не будет подниматься.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Почему тяжелые колеса трудо сдвинуть с места? Почему их их так трудно остановить, когда они разогнались?

2 Почему, когда тяжелый и легкий шарики сталкиваются, легкий откатывается далеко, а тяжелый почти не откатыватся?

3. Почему, когда автобус резко тормозит, все пассажиры наклоняются вперед, а мячик, если его никто не держит, может прокатиться через весь автобус?

4. Почему шофер не может мгновенно остановить машиу, если увидит, что кто-то выскочил на дорогу?

5. Повтори опыт с гирькой, которая подвешена на тонкой нитке и к которой снизу привязана толстая нитка. Почеу если резко дернуть, то обрывается не тонкая верхяя ниточка, а толстая нижняя?

6. Почему, если резко ударить по летящей палочке, она не отскакивает в сторону, а переламывается?

7. Почему, когда мы толкаем камень в одну сторону, он толкает нас в другую? Какой камень нас подтолкнет сильнее, легкий или тяжелый?

8. Что вылетаеп у реактивного самолета назад вместо камней? А у ракеты?

9.Зачем человеку, когда он хочет идти вперед, надо толкать землю назад?

10.Что толкают птицы вниз, чтобы подняться вверх?

11.Почему, когда стреляют из ружья, оно отскакивает наад?

12.Почему, когда включают душ, висящий на гибком шланге, он отклоняется в сторону?

13.Если бы паруса у корабля не могли поворачиваться к ветру косо, мог бы корабль идти поперек ветра?

15. Зачем змей стоит наклонно к встречному ветру?

предыдущая глава          оглавление         следующая глава



 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz