Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

Азбука: для подготовки детей к школе.     Прописи

Безруких М.М., Филиппова Т.А.

Азбука предназначена для комплексной подготовки к школе детей 5-6 лет. Построение занятий учитывает возрастные особенности развития дошкольников.

Научный руководитель серии «Школа для дошкольника» доктор биологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.

В основу данной программы положены результаты многолетних исследований Института возастной физиологии РАО. Значительные изменения, происходящие в организме ребёнка на этом этапе возрастного развития, и его чувствительность к любым воздействиям заставили авторов многократно проверять предлагаемые методики занятий и оценивать состояние здоровья и разития детей, занимавшихся по этой программе.
Занятия с каждым ребёнком необходимо строить на основе его индивидуальных особенносей. При разработке программ индивидуального адаптивного развития необходимо учитывать функциональные возможности и возрастные особенности ребёнка, его адаптивные возможности и ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего развития. Комплект «Азбука» предназначен для такой индивидуальной, дифференцированной работы с детьми 5—6 лет при подготовке к школе. Комплект — это «Азбука» — книга для совместной работы взрослых (педаго- гов, родителей, воспитателей) и ребёнка и 4 рабочие тетради для выполнения разнообразных практических заданий.
Комплект рекомендован Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Концепция программы

Цель комплекта — КОМПЛЕКСНАЯ подготовка к школе, развитие значимых для школы функ- ций, таких, как организация деятельности, общее (интеллектуальное) развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация, тонко-координированные движения, фонематический слух, внимание, память, мышление.
Комплексный синтетический подход, на основе которого выстроены все занятия в «Азбуке» и рабочих тетрадях, учитывает следующие принципы проведения занятий с дошкольниками:

1. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности 5—6-летне- го дошкольника — игре.

2. Принцип комплексности — на каждом занятии уделяется внимание решению каждой из вышеперечисленных задач.

3. Принцип последовательности — по мере накопления знаний и овладения навыками и технологией работы содержание занятий расширяется и углубляется.

4. Принцип тематического планирования занятий. Общая тема занятий и работа с тематически- ми листами способствуют расширению кругозора, обогащению словарного запаса, формированию новых понятий, повышению эмоциональной значимоти занятий.

5. Принцип «рисования речи». В соответствии с концепцией Л. С. Выготского о поэтапном освоении письменной речи, «вхождение» ребёнка в письменную речь необходимо организовать как переход от рисования вещей к рисованию слов. С этой целью под каждым рисунком предмета написано слово, его обозначающее, таким образом ребёнка подводят к открытию того факта, что «рисовать можно не только предметы, но и речь».

6. Принцип позиционного чтения, которому соответствует метод попарного введения гласных букв, разработанный Д. Б. Элькониным, при котором детям сразу открывается общий способ чтения — ориентации на гласную букву, следующую за согласной.

7. Принцип системности изложения материала. Одинаковая последовательность изучения букв в «Азбуке» и рабочих тетрадях даёт возможность родителям или педагогам тесно связать занятия по подготовке к чтению, письму и комплексному (общему) развитию.


Занятия по программе с использованием данного комплекта способствуют решеию следующих познавательных функций:

1. Организация деятельности:
• умение воспринимать инструкцию (задание) и по инструкции выполнять действие в соответствии с поставленной задачей;
• умение планировать свою деятельность, т. е. действовать по определённому плану, а не хаотично, методом проб и ошибок;
• способность выполнить задание до конца и оценить качество его выполнения;
• способность самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе, не ожидая конкретных указаний (сделай так, так и так);
• способность сосредоточенно, без отвлечения, выполнять задание в течение 10—15 минут.

2. Общее (интеллектуальное) развитие:
• элементарный запас сведений об окружающем мире, о себе, своей семье, быте и умение пользоваться ими;
• способность к систематизации и классификации (находить общее и различие пред- метов, явлений, процессов) и способность к анализу простых причинно-следственных связей;
• cnocобность к активному наблюдению, восприятию;
• умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, высказывать собственные элементарные суждения, делать простой логический вывод (продолжить словесное рассуждение или образное действие).

3. Развитие речи:
• развитие фонематического слуха, правильное произношение всех звуков родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов (может выделить звук в начале, середине или конце слова);
• обогащение словарного запаса, позволяющее ответить на вопрос, самостоятельно сформулировать вопрос, выразить мысль, описать событие;
• умение грамматически правильно строить предложение, правильно использовать предлоги, приставки, союзы и полно ответить на вопрос и самостоятельно построить предложение:
• умение самостоятельно рассказать знакомую сказку, составить связный рассказ по картинкам, овладение звуковой стороной речи — темпом и интонацией (в речи нет нарушений темпа, запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т. п.).

4. Развитие внимания и памяти:
• способность сохранять внимание в течение 10-15 минут(не требует дополнительных инструкций, внешней организации внимания);
• способность переключаться с одного вида деятельности на другой (не отвлекаться на посторонние внешние раздражители);
• способность запомнить 10 не связанных между собой слов при 3—4-кратном повто- рении;
• способность запомнить 10—12 слов при подкреплении запоминания наглядными образами;
• способность группирования предметов, объектов, ситуаций по смыслу.

5. Развитие движений:
• уверенное владение всеми бытовыми действиями (еда вилкой, ложкой, расстёгивание пуговиц, чистка зубов, одевание, раздевание, шнурование ботинок и т.п.);
• умение хорошо ходить и бегать, прыгать, кататься на трёхколёсном велосипеде (способен научиться ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать, играть в теннис, прыгать через прыгалку и т.п.);
• умение хорошо ориентироваться в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево и т. п.);
• умение играть с конструкторами, манипулировать мелкими деталями;
• рисование, раскрашивание, выполнение графических движений (умеет чертить вер- тикальные и горизонтальные линии, нарисовать круг, треугольник, квадрат).

6. Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации:
• способность находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
• способность дорисовать элементы, детали, части фигур по образцу:
• способность классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету, направлению штрихов и другим признакам;
• способность копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направленность штрихов и элементов;
• способность срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направленность штрихов.

7.Развитие интегральных умений, способствующих восприятию буквы и её запоминанию:
1) зрительно-пространственного восприятия:
• формирование зрительного восприятия;
• формирование пространственного восприятия;
• формирование зрительно-пространственных интеграций;
• развитие зрительной памяти;
2) зрительно-моторной функции:
• развитие тонко-координированных движений рук;
• развитие зрительно-моторных интеграций;
• освоение правильной позы при письме, правильного положения тетради, правильного способа держания ручки;
• обучение работе на плоскости листа, в строке разной величины;
• обучение выполнению элементарных графических движений (с учётом биомехани- чески целесообразной траектории движений).

7. Формирование положительной мотивации к различным видам учебной деятельности, чему в значительной степени способствует игровая форма проведений занятий, большое разнообразие практических заданий, их чередование и прекрасно иллюстрированный большой фактический материал, расширяющий представление ребёнка о человеке, видах его деятельности, животном и растительном мире нашей планеты.

На страницах для взрослых даны необходимые подробные рекомендации по органиации занятий с детьми, их продолжительности. Кроме того, каждое занятие в «Азбуке» включает план проведения. Сформулированный принцип комплексности реализуется при изучении каждой буквы, так как предлагается целый блок заданий:

• дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения (с выполнения имен- но этих заданий следует начинать занятие);
• дыхательные упражнения для формирования воздушной струи;
• артикуляционные упражнения — упражнения для губ и языка, способствующие правильной артикуляции;
• чистоговорки;
• игры, способствующие развитию тонко-координированных движений;
• пальчиковая гимнастика от простых статических фигур до динамических упражнений со стихотворным сопровождением;
• сделай букву;
• разнообразные графические задания (штриховки и раскрашивания сначала буквенного рисунка, а начиная со второй тетради — слогов в определённые цвета, с последующим получением законченного рисунка, срисовывание, дорисовывание, рас- крашивание, рисование), направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, совершенствование тонко-координированных движений руки;
• развитие речи (ответы на вопросы к тематическим листам, составление сначала предложений с описанием предметов, изображенных на листах, а по мере успешного выполнения этих заданий — составление связного рассказа по картинке);
• развитие внимания (помоги найти родителей, найди лишнюю семью);
• развитие памяти;
• знакомство с буквой — заглавной и строчной, нахождение различий;
• слоговое раскрашивание;
• игра «Волшебный мешочек» (развитие тактильной памяти);
• игра «Тень — загадка» (развитие образной памяти);
• игра «Как много профессий — хороших и разных!» способствует не только развитию обратной памяти, но и умению систематизировать, классифицировать новое.

В заключение можно сказать, что готовность к систематическому обучению — это комплексная характеристика развития ребёнка. Готовность — это определённый уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать своё поведение и т. п. Готовность — это и определённый уровень развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации и др.). Готовность — это определённый уровень личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию. Нельзя не учитывать при определении готовности состояние здоровья ребенка.

Безруких М.М.

1. Учимся писать буквы.
2. Прописи для первокласников с трудностями обучения писму и леворуких детей.

1. Специальная методика развития ребёнка и подготовки к обучению письму. Методика рассчитана на детей 5-6 лет. В тетради дана серия заданий, позволяющих объективно оценить возможности и особенности развития ребёнка и на этой основе проводить индивидуальные развивающие занятия. Тетрадь включает задания, направленные на развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций. Задания учитывают особенности возрастного развития графических движений ребёнка. 2. Специальная методика обучения письму детей 6-7 лет. Методика учитывает особенности ребят, у которых недостаточно сформирована моторика, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, есть трудности организации внимания.

Уважаемые родители!

Каждый из вас хочет помочь своему ребенку подготовиться к школе, научить его тому, что позволит успешно учиться. Для многих первоклассников обучение письму — самая большая проблема. Связано это с тем, что дети просто не подготовлены к письму, к быстрому освоению курсивных букв, быстрому темпу письма.
Опыт показывает, что у многих из них очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, нет необходимых моторных навыков и затруднено выполнение сложнокоординированных движений руки, не сформировано зрительное и зрительно-пространственное восприятие, недостаточно развиты зрительная память и зрительно-моторная координация.
Можно ли избегнуть этих проблем? Можно ли еще до школы подготовить ребенка к письму, сделать процесс первоначального обучения письму более спокойным и успешным? Безусловно, да, но... это требует проведения целенаправленной и систематической работы по подготовке к письму (начинать ее нужно хотя бы за год до школы).

Ключевые моменты такой работы можно обозначить так:
необходимо научить ребенка
1) правильно сидеть, правильно держать ручку и тетрадь. Без этого умения все дальнейшие попытки могут быть безуспешными;
2) правильно выполнять основные линии и графические элементы: прямые и наклонные линии (вертикальные и горизонтальные, полуовалы, овалы, круги). При этом движения должны быть свободными, а линии четкими, ровными;
3) различать, разделять и сличать различные сочетания линий, фигур; выделять их из фона; запоминать эти линии и фигуры;
4) проводить поэлементный анализ фигур, их сочетаний, печатных букв, цифр (т. е. выделять в целом отдельные части) и складывать из частей целое;
5) копировать различные сочетания штрихов и фигур, срисовывать с образца и рисовать их по памяти, соблюдая размерность, направление штрихов, пропорции, соотношение элементов. Эти элементы подготовки определяют развитие умений, небходимых для формирования первоначального навыка письма (его технической стороны):
• умение правильно сидеть, держать ручку и тетрадь;
• умение рисовать ровные прямые и наклонные линии;
• умение правильно рисовать овалы и круги;
• умение различать линии, фигуры, буквы и находить их среди других;
• умение правильно писать печатные буквы.

В этой тетради — система занятий, направленных на освоение этих умений.

Внимание!
При выполнении любых графических заданий учите ребенка расслабляться после каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть и только затем делать следующее движение). Если задания не получаются, рука идет «не туда», штрихи неровные, неуверенные (дрожание линии), если ребенок напряженно держит ручку, очень нервничает — выполнять сложные графические движе- ния еще рано. Не настаивайте, не подчеркивайте неловкость, неумение ребенка и, прежде всего, постарайтесь выяснить причины этих трудностей.


Следующие десять заданий позволят вам понять причины возникающих трудностей.

• 1. Проверьте, умеет ли ребенок манипулировать мелкими предметами. Дайте, например, пакет с пуговицами и попросите отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п., а потом нанизать их на леску или шнурок. Отметьте, как ребенок выполняет это задание:
• уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+);
• очень медленно, неловко (-).

2. Попросите ребенка взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш (ручку) и покрутить его.
• Получается, карандаш не падает (+).
• Не получается (-).

3. Попросите ребенка нарисовать несколько вертикальных и горизонтальных линий, четырехугольник, квадрат, овал, круг.
• Получается — линии ровные, четкие, без разрывов, фигуры с ровными линиями, четкими углами, овалы и круги правильной формы (+).
• Не получается (-).

4. Попросите ребенка заштриховать небольшой рисунок. Предварительно покажите, как это сделать. Оцените ровность, параллельность, правильность направления штрихов.
• Получилось (+).
• Не получилось (-).

5. Попросите ребенка внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, а затем три фигуры (с. 6). Закрыв фигуру, попросите ее нарисовать. Можете использовать любые задания (с. 8).
• Получается (+).
• Не получается (-).

6. Попросите ребенка дополнить (закончить) рисунок (с. 13).
• Получается (+).
• Не получается (-).

7. Попросите ребенка скопировать рисунки (с. 21)
• Фигуры скопированы правильно, с соблюдением размеров, направлений штрихов, сочетания частей, линии ровные, уверенные (+).
• Нарушены размеры, перепутано направление штрихов, линии разорванные, неровные, дрожащие (-).

8. Попросите ребенка выделить (найти) одинаковые фигуры или сочетания фигур в заданиях на с. 21.
• Ребенок ищет и правильно выделяет фигуры (рисунок) не более чем за 6 секунд (+). • Более 6 секунд ищет «такую же» фигуру (-).
• Не выделяет (неправильно показывает) «такую же» фигуру (-).

9. Попросите ребенка сложить простые фигуры из деталей по образцу (с. 9).
• Быстро и уверенно складывает из деталей образец (+).
• Работает очень медленно, с подсказкой, неуверенно (-).

10. Поиграйте с ребенком вот в такую игру: возьмите чистый лист бумаги (можно большой), дайте ребенку фломастер (маркер, толстый карандаш или мелок). Представьте, что вы едете на автомобиле и ребенок чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стой, дорога пере- крыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и...» Получится схема движения.
• Получается (+).
• Не получается (-).

Эти задания предлагаются не столько для оценки, сколько для того, чтобы «минусы» при выполнении определенных заданий подсказали вам, над чем нужно работать. «Минусовое» выполнение заданий 1—4 — показатель трудностей, связанных преимущественно с несформированностью координации движений и зрительно-моторных координаций. При трудностях в выполнении заданий 1—2 обратите внимание на положение ручки, дополнительно выполняйте упражнения с мелкими предметами. При трудностях в выполнении заданий 5—6 необходима дополнительная тренировка зрительной памяти. При трудностях в выполнении заданий 7—10 необходимо уделить внимание развитию зрительно-пространственных и зрительно-моторных координаций.



 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz