Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

Физика для малышей - Глава 2 Свет -   Л.Л.Сикорук

предыдущая глава          оглавление         следующая глава

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ

Летом дети вместе с Таней жили в деревне, в большом деревяном доме. Двор возле дома зарос высокой травой, так что Леня мог в нее прятаться, даже не наклоняясь. Во дворе было несколько сарайчиков, а в саом углу двора стояли большие старые сани.
Но самым интересным для городских ребят был колодец. Крутишь за ручку, вертится бревнышко, на него накручивается цепь, а на цепи висит ведро с водой. Поднимешь его, выльешь воду в другое ведро, отпустишь ручку, и начинает ведро падать вниз. Вдруг «плюх» — это ведро в воду упало, зачерпнуло воды, опять его наверх поднимать надо. Крути ручку!
Была у колодца крыша, чтобы в воду не попадал всякий сор, а в крыше дырочка. Светит солнце — от крыши тень на траву падает, а от дырочки светлое пятнышко получается. Смотришь издалека, и кажется, что на траве копеечка блестит. Смотрит Иришка на эту «копеечку» и вспоминает загадку, которую прочитала в книжке К. И. Чуковского, когда еще маленькая была:

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите, приведите четырнадцать коней,
Пойдите, позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Вдруг вспомнила Иришка, что в соседнем доме болеет Маенька. Все ребята на улице бегают, а она в кроватке лежит. Скучно.
Вот и говорит Иришка:
-Хорошо бы Машеньке в комнату «копеечку» отнести.
- А как ты ее поднимешь? — спрашивает Леня.
Услышала этот разговор Таня, подошла к детям, достала зеркальце и подставила его под солнечный лучик. «Копеечка» лежала теперь не на траве, а на зеркальце. Падал на зеркальце солнечный лучик, отскакивал от него и летел прямо к Машенькиному дому. Да вот беда, окно Машенькиной комнаты с другой стороны. Задумались дети: что же делать? Вдруг Иришка помчалась домой и выскочила на улицу со своим маленьким зеркальцем. Встала она возле угла дома, поймала зеркальцем лучик от Таниного зеркала и направила его в сторону окна Машенькиной комнаты. Летит от Иришки лучик к окну, а там его уже дожидается Леня со своим зеркальцем. Подхватил Леня своим зеркалом Иришкин лучик и направил его в комнату к Машеньке.
Летела птичка, посмотрела вниз и увидела двор с колодцем, около колодца Таню с зеркальцем. От Таииного зеркала луч тянется через весь двор к углу дома, где его поймала Иришка. От Иришкиного зеркала луч бежит к Лене, а Леня своим зеркалом направляет его в окно.

Посмотри на рисунок, где изображен двор так, как его увидела птичка, и еще раз проследи, как при помощи зеркал дети подняли солнечную «копеечку» и унесли ее к Маше в комнатую

Целый день бегал по стене солнечный зайчик, целый деньМашенька играла с ним, целый
день стояли дети во дворе и держали зеркала. Конечно, они сменяли друг друга, когда уставали, но не уходили. На следующий день доктор посмотрел Машенькино горлышко и сказал:
-Молодец.
А потом вышел на улицу, где его ждали ребята, и добавил:
-Нет на свете лучшего лекарства, чем радость и солнышко.

Опыты с солнечными зайчиками обычно увлекают ребят. Очень интересные опыты можно провести солнечным утром, когда в воздухе висит легкий утренний туман. В этом тумане можно легко наблюдать лучи света. Строго говоря, видим мы не сами лучи света, а частички тумана, взвешенные в воздухе и освещенные солнцем. Но не будет слишком большой ошибки, если мы будем говорить о лучах света, которые нам видны в тумане или дымке. Особенно хорошо виден луч света в дымке, если он направлен нам навстречу. Если вы солнечным и слегка туманным утром направите зеркальцем луч света на ребенка, но не прямо в глаза, а так, чтобы «зайчик» оказался неподалеку от лица, то ребенок отчетливо увидит, как от зеркальца к нему тянется яркий лучик. Этот опыт выглядит очень красивым, если свет отражается не
от зеркальца, а от колышущейся поверхности реки или пруда. В этом случае видны красивые бегущие по воздуху лучи света, отраженные от воды. Этот опыт также нужно проводить, стоя лицом к солнцу и отраженным лучам.
Дома эти опыты можно существенно изменить, если у вас есть аквариум и обычный фильмоскоп. Вместо диафильма в рамку фильмоскопа нужно вставить кусочек черной бумаги с отверстием диаметром 3—5 мм. Если теперь включить фильмоскоп, от него протянется тонкий и яркий луч света. Направив его в аквариум, вы хорошо увидите этот луч. Роль тумана здесь выполняет немного мутная вода. Если на пути светового луча в воде поставить зеркальце, будет очень хорошо видно, как, отразившись от зеркала, луч изменит свое направление. Конечно, лучше всего эти опыты проводить вечером в полной темноте.

ФОКУСЫ С ЗЕРКАЛАМИ
Война между индейцами и бледнолицыми шла не на жизнь, а на смерть. Маленькое, но воинственное племя, индейцев внезапно появилось в том момент, когда его никто не ждал.
Выстроившись в ряд, индейцы засыпали стрелами из своих луков бледнолицых, которые играли в чехарду и никак не ожидали нападения. Но зато спустя несколько мгновений, когда бледнолицые успевали спрятаться за поленницей дров, на чердаке сарая и за старыми санями, которые стояли в самом углу двора, и когда они открывали огонь из своего оружия, индейцам приходилось туго. День ото дня бледнолицые все зорче и зорче наблюдали за окрестностями, везде расставляли часовых. Стоило из-за угла сарая показаться голове с пером на макушке, как раздавался выстрел и крик: «Падай!» И приходилось падать, уж такие правила этой игры.
Но однажды, когда, казалось, индейцы были уже побеждены, Соколиный Глаз придумал вот что. Чтобы его не подстрелили, он выставил из-за угла сарая не голову, а зеркальце. В него
было видно все, что делали бледнолицые. Дождались индейцы, когда часовые бледнолицых отвлеклись, и с воинственным криком бросились из засады на своих врагов.
Однажды индейцы притаились за высоким забором, в котором не было ни одной щелочки. Соколиный Глаз достал свое зеркало, поднял его над головой, да так и не смог дотянуться до верхушки забора. Но не зря индейцев считали хитрыми и находчивыми. Осмотрелся Соколиный Глаз и нашел палочку с развилкой на конце. Прикрепил он зеркало к развилке кусочком пластилина и поднял над забором. Теперь в зеркальце был виден часовой бледнолицых, да только стоять, задрав голову, было неудобно.
-Дай-ка на минутку, — попросила у него палочку Черная Пантера. Взяла она свое зеркало и приставила к нижнему концу палочки. В нижнем зеркале видно верхнее зеркало, а в верхнем
зеркале виден часовой бледнолицых. Не знали индейцы, что изобрели прибор под названием перископ.
Перископ применяется в подводных лодках. Плывет она под водой, а перископ из воды чуть-чуть выглядывает. Смотрит капитан в перископ и хорошо видит все, что делается на море.
Только недолго индейцы смотрели в свой перископ. Бледнолицый Васька заметил зеркальце над забором, высунулся из-за куста, трах из рогатки — зеркала нет. Вдребезги разбилось! Суд над Васькой был суровый! Судили все — и бледнолицые, и индейцы, ведь хорошую вещь всем жалко.
-Отдать его грязным шакалам !—кричал Соколиный Глаз.
-Позор бледнолицым!
- Пусть он сделает новый перископ!
Скоро Васька понял, что так не отделаешься, и обещал к утру сделать новый перископ.
Наутро, когда Таня шла за молоком, она увидела грустного Ваську. Он крутил в руках три
полоски стекла и не знал, что с ними делать. Рассказал он Тане про свою беду, и стали они
думать вместе. Сложил Вася три полоски стекла, как крышу домика. Получилась такая треугольная трубочка. Посмотрелон в эту трубочку и грустно улыбнулся.
Посмотрела и Таня — обрадовалась. Потому что Вася нечаянно изобрел новую игрушку, которая называется калейдоскопом. Стали Вася и Таня рассматривать в калейдоскоп дома,
цветы, бабочек и просто стеклышки. Посмотри на рисунки. Вот что Таня и Вася увидели в калейдоскоп.
-Видишь, какую смешную игрушку ты придумал. Вот ребята обрадуются, — сказала Таня Васе.
-А как же быть с перископом?
Пошла Таня в магазин и купила два новеньких перископа — для индейцев и бледнолицых.
Только нет теперь в деревне ни индейцев, ни бледнолицых, а есть просто сыщики и разбойники.

По рисункам можно без труда понять устройство перископа и калейдоскопа и то, как провести несколько опытов с зеркалами.

КАК ИЗЖАРИТЬ ЯИЧНИЦУ НА СОЛНЫШКЕ

Иришка сидела на крыльце и читала детям:
-Однажды древнегреческому городу Сиракузы подошли древнеримские корабли и осадили город. Тогда ученый по имени Архимед созвал на берег граждан Сиракуз, дал им по зеркалу и
приказал зайчики от зеркал направлять на один из римских кораблей. Света и тепла от зеркал собралось так много, что корабль загорелся.
Понравился детям рассказ про римский флот и зеркала Архимеда. Сели они у ворот и направили зайчики от зеркал на поленницу дров. Так как детей было много и зайчиков тоже много, то от света и жары одно бревнышко начало дымиться.
-Хватит, а то еще загорится, — сказала Иришка.
-Надо еще немножко поджарить, —ответил Леня, и в этот момент на срезе бревна вспыхнул веселый язычок пламени.
Дети бросились врассыпную, кто куда. И только Иришка побежала вызывать пожарную команду.
Через минуту мчалась по улицам пожарная машина. Приехали пожарные вовремя. Огонь скоро погас.
- Кто это сделал? — спросил Главный пожарный. — Я спрашиваю: кто это сделал?
- Мы,—за всех ответила Иришка. Пожарный помолчал и снова спросил:
- Спички у кого?
- Мы без спичек, по методу Архимеда, — выпалил Леня.
- Зеркалами, что ли?—удивился пожарный.
- Ну да!
- Неправда! Давно доказано, что это легенда. Архимед не мог поджечь римский флот зеркалами.
-Но у нас же получилось, — не унимался Леня, — значит, и Архимед мог.
Наступила тишина. Все молча ждали, что скажет Главный пожарный. Он долго что-то обдумывал и наконец сказал:
- Следствие откладывается до утра — нужно кое-что проверить.
На следующее утро Таня, Иришка и Леня гуляли по берегу реки. Вдруг смотрят, а на берегу сидит Главный пожарный с удочкой и дремлет. Рядом с ним лежит какая-то огромная тарелка.
- А зачем вам эта тарелка? — спросил Леня.
Пожарный вздрогнул, проснулся, увидел Леню, Иришку и Таню и сказал:
-А-а... это вы... А вы посмотрите, что внутри у этой тарелки.
Леня заглянул внутрь тарелки и увидел много зеркал.«Главный пожарный встал, поднял тарелку, повернул ее зеркалами к солнышку и сказал:
-Смотрите, солнечный свет падает на зеркала, а они направляют весь свет в одно место. Если теперь в это место поместить...
-Полено! — не удержался Леня.
Главный пожарный грозно посмотрел на Леню и продолжал:
-Если в это место поставить сковородку, а на нее вылить несколько яиц, то через пятнадцать минут у нас будет готова яичница.
С этими словами Главный пожарный поставил сковородку на подставку, сделанную из толстой проволоки, подправил свою зеркальную тарелку, чтобы все зайчики от зеркал упали
на дно сковородки, и смазал сковородку маслом. Было оченьстранно видеть, как масло на сковородке, под которой не был ни огня, ни электричества, сразу же зашипело. Главный пожарный разбил несколько яиц и вылил их на горячую сковородку. Через две минуты, а не через пятнадцать, как обещал Главный пожарный, все — и Леня, и Иришка, и Таня, и сам пожарный—обжигаясь, ели яичницу, которую изжарили на солнышке.

Опыт с поджиганием полена, описанный в начале рассказа, повторить практически невозможно, так как для этого потребуется минимум пятьдесят ребят, а направить пятьдесят зайчиков в одно и то же место и уследить за ними чрезвычайно трудно. Можно проделать опыт с несколькими ребятами, направив «зайчики» кому-нибудь из них на ладошку. Ребенок сразу почувствует, что от солнечных зайчиков ладошке стало гораздо теплее.
Зеркальные отражатели, собранные из мелких плоских зеркал на вогнутой поверхности, или просто вогнутые зеркала большого диаметра употребляются в качестве солнечных кухонь в странах с большим числом солнечных дней. Могут применяться такие зеркала и в открытом космосе для сварки металлов.
Солнечную кухню сделать можно, хотя это и потребует некоторых усилий и изобретательности. Такая кухня работает очень хорошо. Во всяком случае, за 1—2 минуты яичница не только изжарится, но и успеет пригореть. Надо только иметь в виду, что кухня действует быстрее, если сковородка или кастрюля черные, потому что черные поверхности гораздо лучше поглощают тепло, чем белые.
Если вам не удастся построить такую кухню (а в этом нет ничего удивительного, так как я уже говорил, что такая постройка —дело нелегкое), можно опыты упростить, выжигая рисунки небольшими вогнутыми (увеличительными) зеркалами или увеличительными линзами. Можно сделать так: предварительно на дощечке или фанере слегка нарисовать карандашом рисунок, а потом выжечь его как следует с помощью зеркала или увеличительной линзы. Получится рисунок, нарисованный солнцем.

 

ПЕРВОБЫТНЫЙ ФОТОАППАРАТ
На златом крыльце сидел
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
- считала Иришка, а дети стояли кружком и ждали, кому выпадет водить.
-Король, -сказал Ваня.
-На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король...
.-досчитала Иришка, и все бросилийь врассыпную прятаться.
Водить стала Вера.
Гоша спрятался за старые сани, Ваня забрался на чердак сарайчика, а маленькая Аленка вошла в высокую траву, и ее сразу не стало видно. Леня давно присмотрел большой фанерный ящик, который появился недавно во дворе. В этот ящик могло спрятаться сразу несколько человек, но почему-то никто его не замечал, и все прятаись в старые, давно известные места. Поэтому всех скоро нашли, и только Леня по-прежнему сидел в своем темном ящике ничего не видел.
- Леня, вылезай, мы уже не играем—кричала Иришка, но Леня думал, что его обманывают, и продолжал сидеть в полной темноте. Наконецему надоело сидеть без дела, и он решил проковырягь гвоздиком дырку в стенке ящика. Фанера, из которой был сделан ящик, оказалась
непрочной, и скоро маленькая дырка была готова.
Ленявыглянул на улицу и зажмурился, так ярко светило солнце. Когда его глаза немного привыкли, он увидел, что действительно всех нашли, но играют дети или уже бросили, Леня не знал. Случайно он взглянул на противоположную стенку ящика и замер от удивления.
Прямо на фанерной стенке вверх ногами бегали, ходили и сидели дети. Леня смотрел на это, смотрел да как закричит:
-А-а-а!!! Я изобрел новую волшебную машину!
Тут только дети догадались, где прятался Леня. Они помчались к ящику, быстро в него влезли и увидели, что на фанерной стенке ящика вверх ногами красовался дом, два сарайчика, небо было внизу, а земля, заросшая высокой травой, — вверху. Детей на стенке, конечно, не было видно, потому что они все сидели в ящике и кричали от восторга.
Только вот беда —никто не понимал, почему эта странная машина работает. Тут появилась Таня. Подумав немного, она сказала:
-Нужно много фонариков. Несите все, у кого они есть.
Второй раз просить детей было не надо. Через несколько минут двенадцать фонариков лежали возле дерева натраве. Таня взяла один фонарик и прикрепила его кусочком пластилина к
стволу дерева. Потом она включила фонарик.
- Смотрите, — сказала Таня, — свет от фонарика идет во все стороны и попадает в дырочку в стене ящика. Проходит свет через дырочку, и на противоположной стенке ящика появляется светлое пятнышко.
-Ну-ка, — не поверил Леня, побежал к ящику и влез в него. Все дети бросились за ним. Да, действительно, на стенке ящикапоявилось светлое пятнышко. Леня подставил ладошку,
и пятнышко перебралось к нему на ладонь. Дети снова подошли к Тане.
-А почему жепятнышко внизу на стенке,ведь фонарик-то вверху?- спросила Машенька.
-А вы посмотрите внимательно на рисунок, — сказала Таня и нарисовала картинку с фонариком и ящиком, только у ящика не было одной стенки, чтобы лучше видеть, что делается внутри.
-Свет от фонарика летит прямо как стрела и поэтому, пройдя через дырочку, встречается со стенкой внизу.
Таня подождала, когда все поймут ее, и прикрепила к стволу дерева второй фонарик. Только этот фонарик она прикрепила внизу, у самой земли.
-Где получится пятнышко от этого фонарика? — спросила Таня, и все задумались, а потом сразу закричали:
-Вверху!
-Проверим, — сказала Таня, зажгла фонарик, и дети снова помчались к ящику. В ящике они увидели два светлых пятнышка. Таня начала быстро прикрывать и открывать рукой нижний фонарик, и дети увидели, что верхнее пятнышко замигало.
После этого к стволу дерева прикрепили несколько фонариков, и на стенке ящика получилась полоска из светлых пятнышек. Сделали у этой полоски из фонариков острый кончик —
получилась стрелочка. Смотрит стрелочка из фонариков вверх, а когда пройдет свет от этой стрелочки через дырочку в ящике, смотрит стрелочка из светлых пятнышек вниз. Фонарики-то светят, а дома, деревья и люди не светят, а на стенке все равно получаются, — сказала Иришка.
Все посмотрели на Таню. Ведь и правда, деревья и дома не светят.
-Светят все предметы, — сказала Таня, — одни ярко, другие слабо. Солнышко, лампочки и свечки светят собственным светом, а дома, деревья и люди — отраженным. Посмотрите вокруг: на листья деревьев падает солнечный свет. Листья отражают много солнечного света, поэтому они яркие, а стволы деревьев света отражают мало, и поэтому они темные. Вот и
получается, что лица, руки, туфли, платья тоже светятся.
-Неправда, — сказал Леня.
-Не веришь, залезай в ящик.
Леня забрался в ящик и закрыл за собой крышку.
-Видишь солнечный лучик из дырочки? — спросила Таня.
-Вижу.
-Подставь-ка палец.
Леня подставил под лучик палец, в темноте палец стал ярким, как лампочка, и весь ящик залило розовым светом.
- Светлее стало? — спросила Таня.
-Да!
-А теперь подставь бумажку.
Леня подставил бумажку. Бумажка была голубоватого цвета, и от этого весь ящик залил
голубой свет.
-Еще светлее! —закричал Леня.
- А теперь подставь фольгу от конфет.
-У меня ее нету!
-На, — Иришка приоткрыла крышку ящика и подала Лене кусочек фольги.
-Светло, как на улице! — закричал Леня.
-Значит, пальцы и бумажки светят? —- спросила Таня.
-Светят, — улыбнулся Леня.
IТеперь он понял, когда свет от предметов попадает через дырочку в ящик, то от светлых предметов на стенке получаются светлые пятнышки, а от темных предметов — темные.
Складываются эти светлые и темные пятнышки вместе, и получается изображение предметов.
На следующий день дети взяли фанерный ящик из-под посылки, пробили в стенке гвоздем дырочку, верхнюю крышку сняли, чтобы видно было, что делается в ящике. А чтобы посторонний свет не падал в ящик сверху, накрылись с головой черным непрозрачным одеялом. Попадает свет от предметов через дырочку в ящик, и получается изображение всех этих предметов на противоположной стенке ящика. Прикрепили дети к этой стенке листок бумаги так, чтобы изображения предметов оказались на этом листке. Начали дети обводить изображения карандашом, и вскоре на бумаге получилась целая картина: двор, высокая береза, сарайчик, а возле сарайчика теленок траву щиплет.
Таня сказала, что в старину, когда люди еще не умели делать фотопленку и фотобумагу и когда еще не было современных фотоаппаратов, применяли вот такие ящики с дырочкой и рисовали карандашом на бумаге. Ящик — слово не научное, и люди дали этому первобытному фотоаппарату название «камера-обскура».
Начали дети рисовать друг друга, и к обеду у них появилась целая коллекция собственных портретов.

Между прочим, я и тебе очень советую сделать такую камеру- обскуру, а потом нарисовать с ее помощью портреты своих друзей и родных.

Сделать камеру-обскуру несложно, ее устройство понятно из самого рассказа. Нужно только иметь в виду, что чем меньше отверстие, тем изображение резче, но в то же время темнее. Практически можно выбирать диаметр отверстия в 100—200 раз меньше расстояния от стенки с отверстием до противоположной стенки, где получается изображение. Можно не только рисовать изображения предметов в камере-обскуре, как это описано в рассказе, но и фотографировать с помощью такой «оп-
тики». Лучше всего для этой цели взять обычный фотоаппарат, вывернуть объектив и вместо него поставить кусочек черной бумаги с отверстием, проколотым иголкой. Как определить выдержку в подобном случае?
Прежде всего надо определить относительное отверстие (диафрагму) такого объектива. Оно равно диаметру отверстия, деленному на расстояние от пленки до отверстия. Например, отверстие имеет диаметр 0,5 мм, а расстояние от него до пленки 50 мм. Относительное отверстие равно 1/100 мм. Если вы привыкли пользоваться выражением «диафрагма», то диафрагма такого объектива равна 100. Как видите, наш объектив не назовешь светосильным. Далее можно, пользуясь экспонометром (или
таблицей), определить выдержку для самого маленького относительного отверстия, которое еще употребляется в обычных фотоаппаратах 1/22 (диафрагма 22). Наша диафрагма в 5 раз меньше, значит выдержку надо увеличить (5х5) в 25 раз. Если для диафрагмы 22 выдержка равнялась, скажем, 1 /100 с,
то для нашего объектива она будет в 25 раз больше, т. е. 1/4 с. Между прочим, с помощью такого объектива можно с успехом снимать.на цветную пленку.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Утром в лесу можно увиеть, как сквозь деревья пробиваются яркие солечные лучи. Все лучи пряые, как натянутая струна. Подумай, как можно измеить направление такого солнечного луча.

2. Что мы видим в зеркальце, когда кто-нибудь направит нам в глаза солнечный зайчик? Почему зеркальце в этом случае слепит?

3. Если ты повернешь зеркало так, чтобы в нем было видо маму, кого в это время увидит мама в зеркале?

4. «Фото» на греческом языке значит «свет», а «графе» — «пишу». Как перевести с греческого языка на руский слово «фотография»?

предыдущая глава          оглавление         следующая глава

 



 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz