Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

Играть!


Журнал "ОБРУЧ" 3-1999

Ирина ТОМАШПОЛЬСКАЯ
преподаватель образовательного центра «Гармония», г. Санкт-Петербург

Преподаватели и психологи образовательного центра «Гармония» разрабатывают и апробируют системный подход к развитию психических процессов и способностей детей. Автор предлагает читателям «Обруча» игры, вызывающие наибольший интерес у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Восприятие оттенков цветов. Спектр

«Цветные фоны" (1,5-3 года)
Цель игры: учить детей различать и называть основные цвета; расширять их кругозор.
Оборудование: игровые поля (листы бумаги основных цветов); цветные изображения различных предметов или их вырезанные однотонные силуэты (зеленый лист, красный помидор, фиолетовая слива, синий колокольчик и т. д., по 4-8 предметов каждого цвета).
Игровая ситуация: в волшебном лесу есть несколько разноцветных полян. На каждой из них живут предметы (растения, животные), подходящие к поляне по цвету. Игру можно проводить в виде лото или просто раскладывая перемешанные изображения на соответствующие поля. Если используются силуэты, то они словно прячутся на листе того же цвета, что и силуэт.

Игры на развитие мелкой моторики

"Лабиринт» (с 4,5 лет)
Цель игры: развитие умения ориентироваться на плоскости, активизация слухового внимания, мелкой моторики.
Оборудование: карандаши, бумага в крупную клетку.
Ход игры: на перекрестке линий дети изображают маленького человечка. Им предлагается нарисовать путь, по которому человечек сможет попасть домой (в цирк, в зоопарк и т. д.). Ведущий говорит, куда и на сколько клеток нужно двигаться. Путь изображается под диктовку (без показа), не отрывая карандаша от бумаги.
Вариант: путь может замкнуться, образовав какую-то фигуру (букву, простой силуэт и т. п.). Детям предлагается назвать получившееся изображение и заштриховать его, раскрасить или покрыть узором.
Вариант: игру можно дополнить, диктуя маршрут по клеточкам так, чтобы путь состоял из повторяющихся элементов. Обнаружив повторение два-три раза, ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно.

«Электронные часы» (с 4 лет)
Цель игры: развитие мелкой моторики; стимулирование пространственного воображения.
Оборудование: карандаши, бумага в крупную клетку.

Ход игры: детям предлагается научиться рисовать цифры такими, как их показывают электронные часы (каждая цифра размером в две клетки). Дети рисуют их по образцу, показанному ведущим. Повторяют изображение несколько раз. На следующем занятии ведущий спрашивает детей, как будет выглядеть цифра, например 2, в зеркале? (Перед этим можно предложить ребенку подумать, в какой руке держит его отражение конфету, если на самом деле она в правой руке). Детям предлагается нарисовать отражение цифры, которое видно в зеркале сначала в вертикальном, а потом в горизонтальном положении.
Вариант: вместо цифр можно рисовать любые фигуры, занимающие две-три клетки, составленные из вертикалей, горизонталей и диагоналей клетки, Ихдети могут как срисовывать, так и придумывать самостоятельно.

Игры на развитие внимания и памяти

«Зеркало» (с 2 лет)
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, моторики.
Оборудование: не требуется.
Ход игры: ведущий стоит в центре полукруга детей. Он демонстрирует разнообразные позы, выражения лица или повторяющиеся движения, предлагая малышам точно повторить их. Ведущим может быть и любой ребенок.
Вариант: можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).

«Обезьянки» (1,5-7 лет)
Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.
Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и т. д,
Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

«Муха» (с 2 лет)
Цель игры: развитие умения ориентироваться на плоскости, активизация слухового внимания, стимулирование умения различать основные цвета.
Оборудование: игровое поле 5х5 клеток, которые через одну окрашены в разные цвета; центральная клетка занята изображением мухи; фишка — вырезанная из картонки муха.
Игровая ситуация: сидела муха в своем домике, а потом решила выползти погулять. Ведущий говорит, в каком направлении и на сколько клеток муха продвинулась (три-четыре раза). Потом спрашивает у детей, на клеточку какого цвета приползла муха (или между какими цветами оказалась).
Вариант: старшим детям, с 4,5 лет, можно предложить играть, не передвигая фишку-муху на индивидуальных полях, а отслеживая глазами путь мухи по демонстрационному полю.
Вариант: дети 5-6 лет могут играть на двухцветном поле, представляющем собой аналог шахматной доски (где каждая клетка кодируется буквой и цифрой).
Вариант: передвигая фишку-муху по клеткам, можно предложить детям (особенно младшего возраста) представить себе, что муха летает из одного магазина в другой и в каждом покупает какую-то вещь, еду и т. д. Когда после посещения десяти-двенадцати «магазинов» муха возвращается, все вместе вспоминают, что же лежит у нее в корзинке с покупками.

Начальные математические представления

«Алгоритмы» (5-7 лет)
Цель игры: обучение сравнению чисел, введение понятия алгоритма сортировки чисел по возрастанию (убыванию).
Оборудование: набор чисел; игровые поля, на которых изображена тропинка для чисел; в нескольких местах тропинка для чисел разветвляется на две (на развилке обозначено условие разветвления). Каждая из ветвей тропинки оканчивается домиком для чисел, удовлетворяющих условию этой ветви. (Рис. 1)
Ход игры: детям предлагается выбрать любое число и провести его по тропинке, отыскав для него подходящий домик. В конце игры ведущий обращает внимание ребят на то, что числа расселились по домикам в порядке возрастания. Перед использованием игровых полей следует отдельно поработать над сравнением чисел и употреблением математических знаков «<», «>».

Игры на классификацию и обобщение

«Город» (2-5 лет)
Цель игры: формирование представления о классификации по двум признакам. (Рис. 2)
Оборудование: игровые поля, наборы геометрических фигур основных форм (каждая фигура — нескольких основных цветов, по количеству детей в группе).
Ход игры: детям раздаются игровые поля — это план города, в городе улицы, носящие название какого-либо цвета, пересекаются с проспектами геометрических фигур. Предлагается застроить город, разместив на игровом поле домики-фигурки в соответствии с названиями улиц и проспектов.
Вариант: когда город построен, можно поиграть в почтальонов, разнося «письма» по адресам, обозначенным либо цветными фигурками на самих конвертах, либо, что несколько сложнее, сформулированным словесно: «Отнеси письмо в дом на углу Красной улицы и проспекта Трапеций».

Развитие репродуктивного и творческого воображения

«Дорисуй фигурку» (с 3 лет)

Цель игры: развитие фантазии, упражнение мелкой моторики.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, образцы с отдельными элементами рисунков (геометрическими фигурами, разными линиями и т.д.).
Игровая ситуация: клоун Вася, собираясь к нам сегодня, в последний момент решил нарисовать картинку, но не успел ее закончить, а пока шел, забыл, что собирался нарисовать. Помогите ему, дорисуйте эту фигурку.
Вариант: «Волшебное море», «Волшебный лес». На картинке-образце заготовлен целый набор элементов, позволяющий создать тематический рисунок.

Развитие речи

«Поезд» (4,5-8 лет)
Цель игры: формирование умения сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у далеких на первый взгляд предметов; развитие речи.
Оборудование: набор картинок-«вагончиков» с изображением самых разнообразных живых и неживых объектов.
Ход игры: детям предлагается построить поезд из отдельных «вагончиков» (все «вагончики» перед началом игры лежат в центре стола, вокруг которого находятся играющие). Но, чтобы «вагончики» не расцеплялись в пути, требуется «скрепить» их с друг с другом, найдя какой-то общий признак. При этом используется ключевая фраза: «Я прицепляю лист к кузнечику, потому что они оба... (живые; могут расти; зеленые; и т.д.)». Играющие делают ходы по очереди и выбирают каждую нужную, по их мнению, картинку. «Поезду» можно разрешить «расти» в обе стороны.

 



 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz