Журнал "ОБРУЧ"
3-1999
Ирина ТОМАШПОЛЬСКАЯ
преподаватель образовательного центра «Гармония», г. Санкт-Петербург
Преподаватели и психологи образовательного центра «Гармония»
разрабатывают и апробируют системный подход к развитию психических
процессов и способностей детей. Автор предлагает читателям
«Обруча» игры, вызывающие наибольший интерес у детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Восприятие оттенков цветов. Спектр
«Цветные фоны" (1,5-3 года)
Цель игры: учить детей различать и называть основные
цвета; расширять их кругозор.
Оборудование: игровые поля (листы бумаги основных цветов);
цветные изображения различных предметов или их вырезанные
однотонные силуэты (зеленый лист, красный помидор, фиолетовая
слива, синий колокольчик и т. д., по 4-8 предметов каждого
цвета).
Игровая ситуация: в волшебном лесу есть несколько разноцветных
полян. На каждой из них живут предметы (растения, животные),
подходящие к поляне по цвету. Игру можно проводить в виде
лото или просто раскладывая перемешанные изображения на соответствующие
поля. Если используются силуэты, то они словно прячутся на
листе того же цвета, что и силуэт.
Игры на развитие мелкой моторики
"Лабиринт» (с 4,5 лет)
Цель игры: развитие умения ориентироваться на плоскости,
активизация слухового внимания, мелкой моторики.
Оборудование: карандаши, бумага в крупную клетку.
Ход игры: на перекрестке линий дети изображают маленького
человечка. Им предлагается нарисовать путь, по которому человечек
сможет попасть домой (в цирк, в зоопарк и т. д.). Ведущий
говорит, куда и на сколько клеток нужно двигаться. Путь изображается
под диктовку (без показа), не отрывая карандаша от бумаги.
Вариант: путь может замкнуться, образовав какую-то фигуру
(букву, простой силуэт и т. п.). Детям предлагается назвать
получившееся изображение и заштриховать его, раскрасить или
покрыть узором.
Вариант: игру можно дополнить, диктуя маршрут по клеточкам
так, чтобы путь состоял из повторяющихся элементов. Обнаружив
повторение два-три раза, ребенок должен продолжить рисунок
самостоятельно.
«Электронные
часы» (с 4 лет)
Цель игры: развитие мелкой моторики; стимулирование пространственного
воображения.
Оборудование: карандаши, бумага в крупную клетку.
Ход игры: детям предлагается научиться рисовать цифры такими,
как их показывают электронные часы (каждая цифра размером
в две клетки). Дети рисуют их по образцу, показанному ведущим.
Повторяют изображение несколько раз. На следующем занятии
ведущий спрашивает детей, как будет выглядеть цифра, например
2, в зеркале? (Перед этим можно предложить ребенку подумать,
в какой руке держит его отражение конфету, если на самом деле
она в правой руке). Детям предлагается нарисовать отражение
цифры, которое видно в зеркале сначала в вертикальном, а потом
в горизонтальном положении.
Вариант: вместо цифр можно рисовать любые фигуры, занимающие
две-три клетки, составленные из вертикалей, горизонталей и
диагоналей клетки, Ихдети могут как срисовывать, так и придумывать
самостоятельно.
Игры на развитие внимания и памяти
«Зеркало» (с 2 лет)
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции,
моторики.
Оборудование: не требуется.
Ход игры: ведущий стоит в центре полукруга детей. Он демонстрирует
разнообразные позы, выражения лица или повторяющиеся движения,
предлагая малышам точно повторить их. Ведущим может быть и
любой ребенок.
Вариант: можно предложить повторять не то движение, которое
выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал
до этого (движение с запаздыванием).
«Обезьянки» (1,5-7 лет)
Цель игры: развитие внимания, координации движений,
памяти.
Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех
детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные
палочки, или набор для игры «Танграм», «Вьетнамская игра»
и т. д,
Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня
«превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать,
повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает
конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором
проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать
не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают
листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по
памяти (потом результат сравнивается с образцом).
«Муха»
(с 2 лет)
Цель игры: развитие умения ориентироваться на плоскости, активизация
слухового внимания, стимулирование умения различать основные
цвета.
Оборудование: игровое поле 5х5 клеток, которые через одну
окрашены в разные цвета; центральная клетка занята изображением
мухи; фишка — вырезанная из картонки муха.
Игровая ситуация: сидела муха в своем домике, а потом решила
выползти погулять. Ведущий говорит, в каком направлении и
на сколько клеток муха продвинулась (три-четыре раза). Потом
спрашивает у детей, на клеточку какого цвета приползла муха
(или между какими цветами оказалась).
Вариант: старшим детям, с 4,5 лет, можно предложить играть,
не передвигая фишку-муху на индивидуальных полях, а отслеживая
глазами путь мухи по демонстрационному полю.
Вариант: дети 5-6 лет могут играть на двухцветном поле, представляющем
собой аналог шахматной доски (где каждая клетка кодируется
буквой и цифрой).
Вариант: передвигая фишку-муху по клеткам, можно предложить
детям (особенно младшего возраста) представить себе, что муха
летает из одного магазина в другой и в каждом покупает какую-то
вещь, еду и т. д. Когда после посещения десяти-двенадцати
«магазинов» муха возвращается, все вместе вспоминают, что
же лежит у нее в корзинке с покупками.
Начальные математические представления
«Алгоритмы»
(5-7 лет)
Цель игры: обучение сравнению чисел, введение понятия алгоритма
сортировки чисел по возрастанию (убыванию).
Оборудование: набор чисел; игровые поля, на которых изображена
тропинка для чисел; в нескольких местах тропинка для чисел
разветвляется на две (на развилке обозначено условие разветвления).
Каждая из ветвей тропинки оканчивается домиком для чисел,
удовлетворяющих условию этой ветви. (Рис. 1)
Ход игры: детям предлагается выбрать любое число и провести
его по тропинке, отыскав для него подходящий домик. В конце
игры ведущий обращает внимание ребят на то, что числа расселились
по домикам в порядке возрастания. Перед использованием игровых
полей следует отдельно поработать над сравнением чисел и употреблением
математических знаков «<», «>».
Игры на классификацию и обобщение
«Город»
(2-5 лет)
Цель игры: формирование представления о классификации
по двум признакам. (Рис. 2)
Оборудование: игровые поля, наборы геометрических фигур основных
форм (каждая фигура — нескольких основных цветов, по количеству
детей в группе).
Ход игры: детям раздаются игровые поля — это план города,
в городе улицы, носящие название какого-либо цвета, пересекаются
с проспектами геометрических фигур. Предлагается застроить
город, разместив на игровом поле домики-фигурки в соответствии
с названиями улиц и проспектов.
Вариант: когда город построен, можно поиграть в почтальонов,
разнося «письма» по адресам, обозначенным либо цветными фигурками
на самих конвертах, либо, что несколько сложнее, сформулированным
словесно: «Отнеси письмо в дом на углу Красной улицы и проспекта
Трапеций».
Развитие репродуктивного и творческого
воображения
«Дорисуй фигурку» (с 3 лет)
Цель игры: развитие фантазии, упражнение мелкой моторики.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, образцы с отдельными
элементами рисунков (геометрическими фигурами, разными линиями
и т.д.).
Игровая ситуация: клоун Вася, собираясь к нам сегодня, в последний
момент решил нарисовать картинку, но не успел ее закончить,
а пока шел, забыл, что собирался нарисовать. Помогите ему,
дорисуйте эту фигурку.
Вариант: «Волшебное море», «Волшебный лес». На картинке-образце
заготовлен целый набор элементов, позволяющий создать тематический
рисунок.
Развитие речи
«Поезд» (4,5-8 лет)
Цель игры: формирование умения сравнивать, обобщать,
находить сходные признаки у далеких на первый взгляд предметов;
развитие речи.
Оборудование: набор картинок-«вагончиков» с изображением самых
разнообразных живых и неживых объектов.
Ход игры: детям предлагается построить поезд из отдельных
«вагончиков» (все «вагончики» перед началом игры лежат в центре
стола, вокруг которого находятся играющие). Но, чтобы «вагончики»
не расцеплялись в пути, требуется «скрепить» их с друг с другом,
найдя какой-то общий признак. При этом используется ключевая
фраза: «Я прицепляю лист к кузнечику, потому что они оба...
(живые; могут расти; зеленые; и т.д.)». Играющие делают ходы
по очереди и выбирают каждую нужную, по их мнению, картинку.
«Поезду» можно разрешить «расти» в обе стороны.
|