В. ФЕДОРОВА, з
аведующая Центром дошкольного образования № 40,
практический психолог,
г. Нижневартовск
Проблема развития, коррекции и совершенствования
мышления у дошкольников — одна из сложнейших в психолого педагогической
практике. Главное для ее решения — рациональная организация
всего учебного процесса (создание gроблемных ситуаций в обучении,
соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и
т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально
организуемый игровой тренинг.
Основой любого полноценного мысительного процесса, направленного
наgонимание усваиваемого материала и творческое его преобразование,
являетя наличие как минимум трех универальных составляющих:
• высокий уровень сформированности элементарных мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение, выделение
существенного и др.);
• высокий уровень активности, рискованности и плюралистичности
мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества
различных гипотез, в установке на множественность вариантов
решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости
перехода от одной из них к другой;
• высокий уровень организованности и целенаправленности мышления,
проявяющийся в четкой ориентации на выделение существенного
в явлениях, в использовании обобщенных схем анаиза, в осознании
собственных спосоов мышления и в контроле за ними.
Предлагаемый нами комплекс интелектуальных игр направлен
прежде всео на развитие элементарных мыслиельных операций,
формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку
средств, обеспечивающих общую организованность мыслительноо
процесса.
Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев
тематиески связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового
тренинга жеательно не нарушать их последоваельность.
Занятия проводятся с группой из 5— 10 старших дошкольников.
Длительость одного занятия —от 15 до 30 мин.
Периодичность проведения занятий — 1—2 раза в неделю. Общее
количество занятий не является фиксированным и зависит от
исходного уровня сформированности мыслительных процессов у
детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается»
по нескольку раз на различном материале в течение нескольких
занятий.
На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя
играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой
вариант решения. На каждом последующем занятии отрабаываются
уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.
Задача педагога — стимулировать мыслительную активность детей,
вовекать в игру тех, кто предпочитаето тмалчиваться, последовательно
провоить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует
одного решеия, что правильными могут оказаться разные решения,
иногда совсем не похожие друг на друга.
Общие рекомендации к предлагаемым играм
• Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как
зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности
мышлеия.
• Педагогу важно установить «золоую середину» между количеством
и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно
большее число разнообразных ответов, с друой — прежде всего
поощрять оригиальные, творческие решения.
• Обязательными условиями эффекивности проведения игр являются
обсуждение детьми всех предложенных
Игра 1. Составление предложений
Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные,
иногда неожиданные связи между знакомыми
предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Игровое задание. Составить как можо больше предложений, обязательно
использовав названные педагогом три
слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро,
карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях
могут использоваться и другие слова.
Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»);
сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя
словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял rарандаш
и нарисовал медведя, купающегося в озере»);и творческими,
включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик,
тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как
медведь»).
Игра 2. Поиск общего
Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале
нескольо общих моментов; дать представлеие о степени существенности
признаов.
Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков
двух предмеов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).
Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»;
«Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые
предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих
признаков длиннее.
Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности
вскрываемых в них связей между пред
Игра 3. Исключение лишнего слова
Цель. Развивать способность устанавивать неожиданные связи
между явлеиями, переходить от одних связей к другим, удерживать
в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравниать их
между собой. Формировать установку на то, что возможны разные
способы объединения и расчленения предметов.
Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор,
солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в
чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово,
называющее предмет, не обладащий общими для первых двух предетов
признаками.
Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно
большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная
от лежащих на поверхости решений (исключить слово «собака»,
так как и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожидаными.
Игра 4. Поиск аналогов
Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства
и опеировать с каждым из них в отдельноти; развивать способность
классифицировать явления по их признакам.
Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е.
предметов, сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом)
по различным сущестенным признакам, и систематизироать их
по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет
(например, вертолет, птица, бабочка — все они летают; вертолет,
автобус, поезд — это транспортные средства).
Игра 5. Поиск «противоположных» предметов
Цель. Формировать способность находить в предмете как можно
больше.... другом, выделяя в них общее и различое.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных»
указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на различные
свойства этого предмета и систематизируя его противоположности
по группам (например, дом — сарай, противоположны по размеру
и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным
характеристикам пространства: закрытого в первом случае и
открытого — в другом и т. д.).
Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам
Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между
различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать
предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных
признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих
заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два—три
названных педагогом предмета. Например: «Назовите предметы,
которые выполняют две противоположные функции, например дверь
(она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает
и гасит свет)».
Игра 7. Поиск соединительных звеньев
Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами,
кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить
предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими
предметами.
Игровое задание. Называются два предмета, например лопата
и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным
мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую
связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает
землю, как лопата, и является
,,,,,,
Допускается использование двух трех соединительных звеньев
(лопата — тачка — прицеп — автомобиль). В данном случае особое
внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними
звеньями цепочки.
Игра 8. Способы использования предмета
Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный
процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные
ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные
возможности.
Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов
использования хорошо известного детям предмета, например книги.
Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские
способы использования предмета (игра может послужить основой
для беседы о нравственных критериях поведения).
Игра 9. Формулирование определений
Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение
фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных,
а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности
одного и того же предмета.
Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого
предмета или явления (например, дырки), которое обязательно
включало бы все его существенные признаки, не упоминало бы
о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы
под него подпадали все разновидности этого предмета (явления),
а никакие другие предметы под это определение не подходили.
Игра 10. Перечислить возможные причины
Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении
какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно
было проработать самые различные версии и только после этого
принять решение.
Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, например:
«Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры
распахнута настежь...» Дети должны быстро назвать как можно
больше возможных причин этого факта,, возможных его объяснений,
чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых
банальных — «забыл закрыть дверь» — и кончая нетривиальными
— «марсиане прилетели»).
Игра 11.Сократить рассказ
Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все
второстепенное.
Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально
кратко — в двух—трех предложениях, сохранив основное его содержание.В
этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных
ответов.
|