Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

Физика для малышей - Глава 5 - Пространство и движение -  Л.Сикорук

предыдущая глава          оглавление         следующая глава

КАК В КИНО ДЕЛАЮТ ЛИЛИПУТОВ

Однажды по телевидению поазывали фильм «Золотой ключик». Ребятам он очень понравился. Леня потом долго что-то обдумывал и вдруг сказал:
-А БуратиНо настоящий артист играл?
-Настоящий, — ответила Таня.
- И Пьеро?
- И Пьеро.
-И Мальвину?
- И Мальвину.
- Так как же три взрослых человека поместились на обыкновенном столе?
-А может, стол этот сделали такой огромный, чтобы взрослые люди казались на нем маленькими?— сказала Иришка.
-Но рядом стоял папа Карло, и было хорошо видно, что стол небольшой! — возразил Леня.
На этот раз Таня не стала ничего объяснять детям. Но в ближайшее воскресенье она взяла любительский киноаппарат и вместе с детьми и их другом Игорем отправилась в лес. Пришли на лужайку. Таня и говорит:
- Хотите фокус покажу?
- Хотим, — отвечают ребята.
Поставила Таня киноаппарат на треногу, Леню с Иришкой — около аппарата, а Игоря отправила на край поляны. Смотрят Леня с Иришкой в аппарат и видят, что Игорь стоит далеко на краю поляны, а Таня — рядом с аппаратом. Игорь виден маленький, а Таня — большая. Вдруг Таня вытянула руку вперед, и Игорь оказался у нее на ладони. Дети как закричат:
- Лилипут! Лилипут! — и давай в ладоши хлопать.
(Посмотри на кинокадр, который тогда сняли Леня с Иришкой. Видишь, кажется, что Игорь стоит на ладони у Тани. Но на самом деле Игорь стоит далеко от киноаппарата, а Таня — близко, вот и кажется, что Таня большая, а Игорь такой маленький, что помещается у Тани на ладони.)
Погуляли дети в лесу, а когда вернулись к себе во двор, научили всех ребят такому фокусу: прищуришь один глаз, вытянешь ладошку вперед, и готово — человек у тебя на ладони.
А можно и дом поставить себе на ладонь, надо только, чтобы он находился далеко.
(Ну, а как же со столом, на котором стояли Буратино, Мальвина и Пьеро? Большой он или
маленький? Посмотри на этот кадр из фильма «Золотой ключик». Лестница сделана из двух
половинок. Одна, на которой стоит папа Карло, обычных размеров, а половинка, на которой стоят Буратино, Пьеро и Мальвина, огромная. Эта большая половинка и люди, которые стоят на ней, находятся далеко. Так как линия, по которой лестницы совмещены, почти незаметна, то кажется, что это одна лестница, на которой стоят маленькие человечки.

Опыты, описанные в рассказе, несложны, и повторить их нетрудно. Особенно интересными они могут получиться, если у вас есть кинокамера или фотоаппарат. Более всего для съемок по методу перспективного совмещения, описанному в рассказе, подходят фотоаппарат с зеркальным устройством и матовым
стеклом и киноаппараты типа «Лада» или «Киев-16». В этих камерах устроен параллакс (смещение). Снимая аппаратом, у которого параллакс не устранен, надо постоянно учитывать его, как это рекомендуется в инструкциях. Очень интересными могут оказаться кадры, где игрушки совмещены с людьми. Вместо
игрушек можно использовать модели самолетов, дворцов, замков, сделанные из картона.

Выполняя работы по комбинированным съемкам, часто снимают двух собеседников, из которых один сидит за столом, а второй выглядывает из стакана, сидит на самоваре, разгуливает по чернильному прибору. Можно придумать огромное количество подобных кадров. Участие в их съемке и просмотр доставят детям
огромное удовольствие.

Очень поучительным будет следующий опыт. Если в вытянутой руке держать однокопеечную монетку, то ею можно «заслонить» Солнце или Луну. Предложите детям объяснить, почему Луна и Солнце выглядят для земного наблюдателя гораздо меньше копейки.

Расскажите детям, почему происходит очень красивое редкое явление природы —солнечное затмение.
Вращаясь вокруг Земли, Луна иногда располагается точно между Землей и Солнцем. Так как расстояние от Земли до Солнца гораздо больше, чем до Луны, она закрывает Солнце, несмотря на то что оно во много раз больше Луны.

КАК ОЖИВИТЬ СОЛДАТИКА

Однажды Леня нарисовал солдатика. Красивый получился солдатик. Леня смотрел на него,
смотрел и говорит:
-Вот бы его оживить, чтобы он мог маршировать!
- Можно сделать так, что он будет маршировать, но для этого нужно нарисовать много солдатиков. Становись, Иришка, стене и покажи нам, как маршируют солдаты.
Иришка отошла к стене и стала в позу марширующего солдатика. Леня быстро нарисовал ее.
- Немного подвинь ногу вперед, — скомандовала Таня. Иришка выполнила ее команду, и Леня снова сделал рисунок.
- Очень хорошо, — сказала Таня. — Вырежем полоску бумаги, на которой нарисованы солдатики, и между фигурками прорежем узкие щели. Теперь свернем полоску в колечко так, чтобы рисунки были внутри, и склеим.
Склеенную полосу поставили на проигрыватель и включили его. Диск начал вращаться, а вместе с ним завертелось и колечко.
-Ну и что?— спросил Леня.
-А вот что, — ответила Таня, — наклонись-ка пониже да посмотри на рисунки через щели.

Леня наклонился и посмотрел. Сначала он раскрыл от удивлеия рот, потом принялся хохотать. Хохотали все - Иришка, потому что она так же, как и Леня, увидела, что на внутренней стороне колечка маршиует целый отряд солдатиков, а Таня хохотала, глядя на Леню и Иришку. Когда успокоились, Леня спросил:
-Почему же солдатики начали маршировать?
- Потому что, когда колечко крутится, перед глазами мелькают солдатики, у которых ноги нарисованы каждый раз немного в другом положении. Так как картинки меняются очень быстро, мы не замечаем смены, и нам кажется, что ноги у солдатиков движутся.

Детям так понравилась эта игрушка, что они сделали еще несколько таких колечек, на которых нарисовали человечка, который забивал молотком гвоздь; девочку, которая прыала через скакалку; мальчика, который бежал на коньках...

Такое колечко называется стробоскопом. Нарисуй солдатиков или какие-нибудь другие
фигурки, как это сделали Ириш ка с Леней, прорежь щели между картинками и склей из поло-
сок бумаги колечки. Тогда утебя тоже будет несколько стробоскопов.
После того как ты сделал опыты со стробоскопом, попробуй объяснить, почему герои рисованных мультипликационных фильмов движутся на экране.

Устройство стробоскопа несложное, и будет очень хорошо, если ребенок сам его изготовит в соответствии с принципами, описанными в рассказе. Нужно только помнить, что линии рисунка должны быть достаточно толстыми и четкими, а наружная сторона склеенного стробоскопа должна быть выкрашена в черный цвет.

КТО КУДА ЕДЕТ

Однажды сели Таня с Леней в электричку и собрались ехать за город. Сидят, смотрят в окно.
Вдруг за окном все вздрогнуло и поехало назад.
- Поехали! — обрадовался Леня.
- Кто?—улыбнулась Таня.
- Мы, конечно.
Таня промолчала, она продолжала смотреть в окно. Вдруг Леня увидел, что поезд, который стоял за окном, проехал, а другие поезда, столбы на перроне, вокзал стоят на старом месте. Выходит, что уехали не Леня с Таней, а поезд, который стоял за окном.
Постояли еще. Снова все вздрогнуло, но на этот раз Леня заметил, что поехал назад не только поезд, который стоял за окном, но и столбы и вокзал.
- Вот теперь поехали мы,—сказала Таня.—Смотри, вон деревня! Как она мчится мимо нас! Мы стоим, а она мимо несется.
- Нет, это мы едем, — сказал Леня, — смотри, ребята нам руками машут.
- Ну да, им кажется, что они стоят, а поезд едет, а нам кажется, что поезд стоит, а ребята едут.
- Едем мы или стоим, зависит от того, откуда посмотреть, — сказала Таня, когда они сошли с поезда и стояли на перроне маленькой станции.
Мы сейчас неподвижно стоим на перроне, но если бы на нас посмотреть с Луны в сверхмощный телескоп, то можно увидеть, что мы движемся вместе с нашей Землей.

Принципы относительности движения, впервые сформулированные великим итальянским ученым Галилео Галилеем, а позднее на более глубоком уровне Альбертом Эйнштейном в его теории относительности, сложны и недоступны малышам. Но сам факт относительности движения достаточно наглядно раскрывается на примерах, описанных в рассказе. Поэтому детей нужно с ним познакомить.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Гуляли Иришка с Леней в лесу.
Надоело гулять — стали загорать. Иришка заснула. Полежал Леня, полежал, тень от дерева подвинулась к нему, он ушел на солнышко и снова лег. Полежал еще, тень опять переместилась. Леня опять передвинулся. Целый день загорали, Леня целый день от тени убегал. А на следующее утро он изобрел солнечные часы. Нарисовал на песке круг и воткнул палочку в центре. Движется по небу солнышко, тень от палочки передвигается, а ребята который час отмечают черточками, где тень пересеклась с кругом.
На следующий день все сидели возле часов и проверяли их.
- Скажите, пожалуйста, сколько времени? — спросила Иришка у проходившего мимо мужчины.
-Ровно семь,—ответил мужчина.
-Ура-а! —закричали дети и принялись хлопать в ладоши, потому что тень от палочки совпала с черточкой на песке, которую вчера дети отметили тоже в 7 часов. Возле этой черточки они поставили цифру 7, а сегодня радовались, что часы их идут правильно. Еще посидели, подождали. Из открытого окна большого дома, освещенного утренним солнцем, раздался
звонок будильника.
-Ура-а-а! —закричали дети, потому что тень от палочки лежала на черточке, около которой написана цифра 8.
Подождали еще час, тень от палочки подошла к черточке, где было написано 9, но еще
не прикоснулась к ней. Дети очень волновались: правильно ли на этот раз покажут время
часы? И в тот момент, когда тень легла на черточку, в одном из окон заговорил приемник: «Новосибирское время 9 часов, передаем последние известия». Дети поняли, что солнечные часы идут точно.
Но вот, когда тень от палочки подошла к цифре 10, случилось неожиданное. Сначала из открытого окна раздался бой кремлевских курантов, потом оркестр заиграл Гимн Советского
Союза, а когда он кончился, диктор сказал: «Доброе утро, товарищи! Московское время 6 часов. Начинаем наши Передачи».
Леня замер от удивления. Ведь солнечные часы показывали правильное время! Почему же по радио сказали: «Московское время 6 часов», а их часы показывают 10?
Иришка первая догадалась в чем дело и объяснила Лене. Она взяла большой мяч, поставила мелком на одном боку точку и написала букву Н. Это Новосибирск. Потом она поставила вторую точку и написала букву М. Это Москва.
Потом она подняла мяч над головой и сказала:
-Там, где мяч освещен солнцем,—день, а там, где тень,—ночь.
- Сейчас Новосибирск освещен солнышком, а Москва еще в тени, значит, там ночь. Потом Земля повернется, и в Москве наступит утро. Понял?
-Разве Земля крутится? — спросил Леня у Тани, так как не знал, правду ему говорит Иришка или нет.
- Крутится, — ответила Таня.
- Почему же тогда не видно, что она крутится, ведь мы стоим на месте?—опять спросил Леня.
- А ты вспомни, когда ты ехал в поезде, тебе тоже казалось, что ты стоишь, а едут только деревня и столбы за окном.
- Только мимо «едет» не деревня, а Солнце, — догадался Леня. — Утром оно на востоке, днем — на юге, а вечером — на западе. Правильно?
-Правильно, — ответила Таня. — И еще есть причина, из-за которой мы не замечаем вращения Земли. Земля вращается очень плавно. Она совсем не трясет, как автомобиль или поезд.
-И еще она поворачивается очень медленно. Для того чтобы Земля повернулась только один раз, нужно ждать один день и одну ночь.

Устройство солнечных часов, которые описаны в рассказе, несложно. Но беда в том, что такие часы будут правильно действовать недолго, уже недели через две станет заметен их неверный ход. Дело в том, что высота пути Солнца на небосводе меняется от сезона к сезону и над точкой востока или запада Солнце бывает в разные времена года не в одно и то же время. Поэтому, если вам захочется сделать солнечные часы, которые будут действовать постоянно, вам нужно несколько изменить их конструкцию, расположив палочку— стрелку наклонно в сторону севера. Угол наклона должен в точности соответствовать широте вашего
города или села. Приблизительно, но с достаточной для нас точностью широту можно определить, измерив с помощью транспортира и отвеса высоту Полярной звезды над горизонтом. Если часы с неразделенным циферблатом вынести на улицу и установить их так, чтобы стрелка смотрела точно на север, то, следя за
положением тени от нее по часам, можно разделить циферблат.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1 Представь себе, что в твоем гооде нет настоящего аэродроа, а тебе надо снять для кинофильма аэродром с большими самолетами. Как это сделать?

2. П редставь себе, что у тебя есть игрушечный замок и тебе захотелось снять для кинофильма своих друзей возле настоящего замка?

3. Представь себе, что тебе захотелось стать великаном, как это можно сделать в кинофильме или на фотографии?

4. Обрати внимание, что, когда катаешься на карусели, кажется, что ты стоишь на месте, а деревья и дома круятся.

5. Почему мы не замечаем, как вращается земной шар?

6. Почему во многих городах время различно, например, когда в Москве час дня, в Свердловске 3 часа дня, в Новосибирске 5 час., а в Иркутске 7 час.?

предыдущая глава          оглавление         следующая глава



 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz