предыдущая
глава оглавление
следующая
глава
КАК В КИНО ДЕЛАЮТ ЛИЛИПУТОВ
Однажды по телевидению поазывали фильм «Золотой ключик».
Ребятам он очень понравился. Леня потом долго что-то обдумывал
и вдруг сказал:
-А БуратиНо настоящий артист играл?
-Настоящий, — ответила Таня.
- И Пьеро?
- И Пьеро.
-И Мальвину?
- И Мальвину.
- Так как же три взрослых человека поместились на обыкновенном
столе?
-А может, стол этот сделали такой огромный, чтобы взрослые
люди казались на нем маленькими?— сказала Иришка.
-Но рядом стоял папа Карло, и было хорошо видно, что стол
небольшой! — возразил Леня.
На этот раз Таня не стала ничего объяснять детям. Но в ближайшее
воскресенье она взяла любительский киноаппарат и вместе с
детьми и их другом Игорем отправилась в лес. Пришли на лужайку.
Таня и говорит:
- Хотите фокус покажу?
- Хотим, — отвечают ребята.
Поставила Таня киноаппарат на треногу, Леню с Иришкой — около
аппарата, а Игоря отправила на край поляны. Смотрят Леня с
Иришкой в аппарат и видят, что Игорь стоит далеко на краю
поляны, а Таня — рядом с аппаратом. Игорь виден маленький,
а Таня — большая. Вдруг Таня вытянула руку вперед, и Игорь
оказался у нее на ладони. Дети как закричат:
- Лилипут! Лилипут! — и давай в ладоши хлопать.
(Посмотри на кинокадр, который тогда сняли Леня с Иришкой.
Видишь, кажется, что Игорь стоит на ладони у Тани. Но на самом
деле Игорь стоит далеко от киноаппарата, а Таня — близко,
вот и кажется, что Таня большая, а Игорь такой маленький,
что помещается у Тани на ладони.)
Погуляли дети в лесу, а когда вернулись к себе во двор, научили
всех ребят такому фокусу: прищуришь один глаз, вытянешь ладошку
вперед, и готово — человек у тебя на ладони.
А можно и дом поставить себе на ладонь, надо только, чтобы
он находился далеко.
(Ну, а как же со столом, на котором стояли Буратино, Мальвина
и Пьеро? Большой он или
маленький? Посмотри на этот кадр из фильма «Золотой ключик».
Лестница сделана из двух
половинок. Одна, на которой стоит папа Карло, обычных размеров,
а половинка, на которой стоят Буратино, Пьеро и Мальвина,
огромная. Эта большая половинка и люди, которые стоят на ней,
находятся далеко. Так как линия, по которой лестницы совмещены,
почти незаметна, то кажется, что это одна лестница, на которой
стоят маленькие человечки.
Опыты, описанные в
рассказе, несложны, и повторить их нетрудно. Особенно
интересными они могут получиться, если у вас есть кинокамера
или фотоаппарат. Более всего для съемок по методу перспективного
совмещения, описанному в рассказе, подходят фотоаппарат
с зеркальным устройством и матовым
стеклом и киноаппараты типа «Лада» или «Киев-16». В
этих камерах устроен параллакс (смещение). Снимая аппаратом,
у которого параллакс не устранен, надо постоянно учитывать
его, как это рекомендуется в инструкциях. Очень интересными
могут оказаться кадры, где игрушки совмещены с людьми.
Вместо
игрушек можно использовать модели самолетов, дворцов,
замков, сделанные из картона.
Выполняя работы по
комбинированным съемкам, часто снимают двух собеседников,
из которых один сидит за столом, а второй выглядывает
из стакана, сидит на самоваре, разгуливает по чернильному
прибору. Можно придумать огромное количество подобных
кадров. Участие в их съемке и просмотр доставят детям
огромное удовольствие.
Очень поучительным
будет следующий опыт. Если в вытянутой руке держать
однокопеечную монетку, то ею можно «заслонить» Солнце
или Луну. Предложите детям объяснить, почему Луна и
Солнце выглядят для земного наблюдателя гораздо меньше
копейки.
Расскажите детям, почему
происходит очень красивое редкое явление природы —солнечное
затмение.
Вращаясь вокруг Земли, Луна иногда располагается точно
между Землей и Солнцем. Так как расстояние от Земли
до Солнца гораздо больше, чем до Луны, она закрывает
Солнце, несмотря на то что оно во много раз больше Луны.
|
КАК ОЖИВИТЬ СОЛДАТИКА
Однажды Леня нарисовал солдатика. Красивый получился солдатик.
Леня смотрел на него,
смотрел и говорит:
-Вот бы его оживить, чтобы он мог маршировать!
- Можно сделать так, что он будет маршировать, но для этого
нужно нарисовать много солдатиков. Становись, Иришка, стене
и покажи нам, как маршируют солдаты.
Иришка отошла к стене и стала в позу марширующего солдатика.
Леня быстро нарисовал ее.
- Немного подвинь ногу вперед, — скомандовала Таня. Иришка
выполнила ее команду, и Леня снова сделал рисунок.
-
Очень хорошо, — сказала Таня. — Вырежем полоску бумаги, на
которой нарисованы солдатики, и между фигурками прорежем узкие
щели. Теперь свернем полоску в колечко так, чтобы рисунки
были внутри, и склеим.
Склеенную полосу поставили на проигрыватель и включили его.
Диск начал вращаться, а вместе с ним завертелось и колечко.
-Ну и что?— спросил Леня.
-А вот что, — ответила Таня, — наклонись-ка пониже да посмотри
на рисунки через щели.
Леня наклонился и посмотрел. Сначала он раскрыл от удивлеия
рот, потом принялся хохотать. Хохотали все - Иришка, потому
что она так же, как и Леня, увидела, что на внутренней стороне
колечка маршиует целый отряд солдатиков, а Таня хохотала,
глядя на Леню и Иришку. Когда успокоились, Леня спросил:
-Почему же солдатики начали маршировать?
- Потому что, когда колечко крутится, перед глазами мелькают
солдатики, у которых ноги нарисованы каждый раз немного в
другом положении. Так как картинки меняются очень быстро,
мы не замечаем смены, и нам кажется, что ноги у солдатиков
движутся.
Детям так понравилась эта игрушка, что они сделали еще несколько
таких колечек, на которых нарисовали человечка, который забивал
молотком гвоздь; девочку, которая прыала через скакалку; мальчика,
который бежал на коньках...
Такое колечко называется стробоскопом.
Нарисуй солдатиков или какие-нибудь другие
фигурки, как это сделали Ириш ка с Леней, прорежь щели между
картинками и склей из поло-
сок бумаги колечки. Тогда утебя тоже будет несколько стробоскопов.
После того как ты сделал опыты
со стробоскопом, попробуй объяснить, почему герои рисованных
мультипликационных фильмов движутся на экране.
Устройство стробоскопа
несложное, и будет очень хорошо, если ребенок сам его
изготовит в соответствии с принципами, описанными в
рассказе. Нужно только помнить, что линии рисунка должны
быть достаточно толстыми и четкими, а наружная сторона
склеенного стробоскопа должна быть выкрашена в черный
цвет.
|
КТО КУДА ЕДЕТ
Однажды сели Таня с Леней в электричку и собрались ехать
за город. Сидят, смотрят в окно.
Вдруг за окном все вздрогнуло и поехало назад.
- Поехали! — обрадовался Леня.
- Кто?—улыбнулась Таня.
- Мы, конечно.
Таня промолчала, она продолжала смотреть в окно. Вдруг Леня
увидел, что поезд, который стоял за окном, проехал, а другие
поезда, столбы на перроне, вокзал стоят на старом месте. Выходит,
что уехали не Леня с Таней, а поезд, который стоял за окном.
Постояли еще. Снова все вздрогнуло, но на этот раз Леня заметил,
что поехал назад не только поезд, который стоял за окном,
но и столбы и вокзал.
- Вот теперь поехали мы,—сказала Таня.—Смотри, вон деревня!
Как она мчится мимо нас! Мы стоим, а она мимо несется.
- Нет, это мы едем, — сказал Леня, — смотри, ребята нам руками
машут.
- Ну да, им кажется, что они стоят, а поезд едет, а нам кажется,
что поезд стоит, а ребята едут.
- Едем мы или стоим, зависит от того, откуда посмотреть, —
сказала Таня, когда они сошли с поезда и стояли на перроне
маленькой станции.
Мы сейчас неподвижно стоим на перроне, но если бы на нас посмотреть
с Луны в сверхмощный телескоп, то можно увидеть, что мы движемся
вместе с нашей Землей.
Принципы относительности
движения, впервые сформулированные великим итальянским
ученым Галилео Галилеем, а позднее на более глубоком
уровне Альбертом Эйнштейном в его теории относительности,
сложны и недоступны малышам. Но сам факт относительности
движения достаточно наглядно раскрывается на примерах,
описанных в рассказе. Поэтому детей нужно с ним познакомить.
|
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ
Гуляли Иришка с Леней в лесу.
Надоело гулять — стали загорать. Иришка заснула. Полежал Леня,
полежал, тень от дерева подвинулась к нему, он ушел на солнышко
и снова лег. Полежал еще, тень опять переместилась. Леня опять
передвинулся. Целый день загорали, Леня целый день от тени
убегал. А на следующее утро он изобрел солнечные часы. Нарисовал
на песке круг и воткнул палочку в центре. Движется по небу
солнышко, тень от палочки передвигается, а ребята который
час отмечают черточками, где тень пересеклась с кругом.
На следующий день все сидели возле часов и проверяли их.
- Скажите, пожалуйста, сколько времени? — спросила Иришка
у проходившего мимо мужчины.
-Ровно семь,—ответил мужчина.
-Ура-а! —закричали дети и принялись хлопать в ладоши, потому
что тень от палочки совпала с черточкой на песке, которую
вчера дети отметили тоже в 7 часов. Возле этой черточки они
поставили цифру 7, а сегодня радовались, что часы их идут
правильно. Еще посидели, подождали. Из открытого окна большого
дома, освещенного утренним солнцем, раздался
звонок будильника.
-Ура-а-а! —закричали дети, потому что тень от палочки лежала
на черточке, около которой написана цифра 8.
Подождали еще час, тень от палочки подошла к черточке, где
было написано 9, но еще
не прикоснулась к ней. Дети очень волновались: правильно ли
на этот раз покажут время
часы? И в тот момент, когда тень легла на черточку, в одном
из окон заговорил приемник: «Новосибирское время 9 часов,
передаем последние известия». Дети поняли, что солнечные часы
идут точно.
Но вот, когда тень от палочки подошла к цифре 10, случилось
неожиданное. Сначала из открытого окна раздался бой кремлевских
курантов, потом оркестр заиграл Гимн Советского
Союза, а когда он кончился, диктор сказал: «Доброе утро, товарищи!
Московское время 6 часов. Начинаем наши Передачи».
Леня замер от удивления. Ведь солнечные часы показывали правильное
время! Почему же по радио сказали: «Московское время 6 часов»,
а их часы показывают 10?
Иришка первая догадалась в чем дело и объяснила Лене. Она
взяла большой мяч, поставила мелком на одном боку точку и
написала букву Н. Это Новосибирск. Потом она поставила вторую
точку и написала букву М. Это Москва.
Потом она подняла мяч над головой и сказала:
-Там, где мяч освещен солнцем,—день, а там, где тень,—ночь.
- Сейчас Новосибирск освещен солнышком, а Москва еще в тени,
значит, там ночь. Потом Земля повернется, и в Москве наступит
утро. Понял?
-Разве Земля крутится? — спросил Леня у Тани, так как не знал,
правду ему говорит Иришка или нет.
- Крутится, — ответила Таня.
- Почему же тогда не видно, что она крутится, ведь мы стоим
на месте?—опять спросил Леня.
- А ты вспомни, когда ты ехал в поезде, тебе тоже казалось,
что ты стоишь, а едут только деревня и столбы за окном.
- Только мимо «едет» не деревня, а Солнце, — догадался Леня.
— Утром оно на востоке, днем — на юге, а вечером — на западе.
Правильно?
-Правильно, — ответила Таня. — И еще есть причина, из-за которой
мы не замечаем вращения Земли. Земля вращается очень плавно.
Она совсем не трясет, как автомобиль или поезд.
-И еще она поворачивается очень медленно. Для того чтобы Земля
повернулась только один раз, нужно ждать один день и одну
ночь.
Устройство солнечных
часов, которые описаны в рассказе, несложно. Но беда
в том, что такие часы будут правильно действовать недолго,
уже недели через две станет заметен их неверный ход.
Дело в том, что высота пути Солнца на небосводе меняется
от сезона к сезону и над точкой востока или запада Солнце
бывает в разные времена года не в одно и то же время.
Поэтому, если вам захочется сделать солнечные часы,
которые будут действовать постоянно, вам нужно несколько
изменить их конструкцию, расположив палочку— стрелку
наклонно в сторону севера. Угол наклона должен в точности
соответствовать широте вашего
города или села. Приблизительно, но с достаточной для
нас точностью широту можно определить, измерив с помощью
транспортира и отвеса высоту Полярной звезды над горизонтом.
Если часы с неразделенным циферблатом вынести на улицу
и установить их так, чтобы стрелка смотрела точно на
север, то, следя за
положением тени от нее по часам, можно разделить циферблат.
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1 Представь себе, что в твоем гооде нет настоящего аэродроа,
а тебе надо снять для кинофильма аэродром с большими самолетами.
Как это сделать?
2. П редставь себе, что у тебя есть игрушечный замок и тебе
захотелось снять для кинофильма своих друзей возле настоящего
замка?
3. Представь себе, что тебе захотелось стать великаном, как
это можно сделать в кинофильме или на фотографии?
4. Обрати внимание, что, когда катаешься на карусели, кажется,
что ты стоишь на месте, а деревья и дома круятся.
5. Почему мы не замечаем, как вращается земной шар?
6. Почему во многих городах время различно, например, когда
в Москве час дня, в Свердловске 3 часа дня, в Новосибирске
5 час., а в Иркутске 7 час.?
предыдущая
глава оглавление
следующая
глава
|