предыдущая
глава оглавление
следующая
глава
ГРЕЕТ ЛИ ШУБА
Купила Таня детям мороженое, да забыла, что у них часто бывает
ангина. Потом вспомнила
и говорит:
-Придем домой, растает мороженое, тогда его и съедим.
Пришли домой, положила Иришка мороженое на блюдечко и стала
ждать, когда оно растает. Леня тоже положил свое мороженое
на блюдечко и тоже ждет.
-У меня уже начинает таять! —говорит Иришка.
- Сейчас и у меня растает, — сказал Леня и побежалв коридор.
Оттуда он вернулся с шубой и стал в нее заворачиватьмороженое
вместе с блюдечком. Укутал Леня мороженое получше и ждет.
У Иришки оно уже начало таять. Сидит она и слизывает растаявшее
мороженое с блюдечка. Развернул Леня свое мороженое, а оно
как ни в чем не бывало. Еще подождал Леня. Иришка уже ест,
потому что у нее почти все мороженое растаяло, а у Лени в
шубе оно и не думает таять. Побежал Леня в коридор и принёс
еще одну шубу. Завернул он свое мороженое в две шубы и опять
ждет. Иришке стало жалко его, она и говорит:
- Ешь мое, пока у тебя не растаяло.
- Да ладно, не надо, — говорит Лёня.
Прошло еще немного времени, развернули обе шубы, а мороженому
опять ничего не сделалось.
-Странно, — говорит Иришка, — почему в шубе мороженое не тает?
Таня в это время стояла у плиты. Подняла она руку над горячей
плитой и говорит:
- Что нужно сделать, чтобы руку не жгло?
- Убрать ее подальше, — ответил Леня.
- Загородить ее чем-нибудь от тепла, — добавила Иришка, а
сама сняла доску, на которой хлеб режут, и держит ее над плитой
так, чтобы доска оказалась между плитой и Таниной рукой.
Тепло от плиты через доску не проходит, вот Тане и не жжет
руку.
Леня посмотрел на это, сбегал в прихожую и надел рукавичку.
Держит он руку над плитой, а ее не жжет.
- Мне тоже не жжет, — говорит Леня.
- Значит, рукавичка не греет...
- ...а задерживает тепло, не пропускает его к руке
- Правильно, — говорит Таня, — так что же получилось у тебя
с мороженым в шубе?
Леня подумал и говорит: -
- Когда я мороженое завернул, шуба перестала пропускать к
нему комнатное тепло, и от этого в шубе стало холодно, вот
мороженое и не растаяло.
-Hy, а зачем человек в мороз шубу надевает?
- Человек вышел из дома, ему жарко, а шуба не выпускае+ тепло
на улицу, вот человек и не мерзнет.
- Между прочим, шубы бывают не только из меха, но и из стекла,
— сказала Таня наливая чай из термоса.
Услыхав эти слова Лёня широко раскрыл глаза от удивления.
- Это термос, — как ни в чем не бывало продолжала Таня, —
стенки у термоса двойные, и между ними пустота, а через пустоту
тепло плoxo проходит. А-еще шубы бывают из дерева и
камня.
- Это стены у домов,—догадалась Иришка, —они тоже не выпускают
тепло на улицу.
Подумай и ты, какие еще шубы бывают.
Где они примеяются? И ответь на вопрос: если настоящая Снегуочка
наденет свою лучшую шубу, щапку, шарф и ваенки и пойдет в
Африку, растает она там или нет?
Опыт с мороженым
в шубе обычно получается хорошо, но небольшой слой мороженого
сверху все-таки успевает растаять довольно быстро. Чтобы
не испортить шубу, мороженое лучше предварительно завернуть
в какую-нибудь чистую салфетку, причем заворачивать
надо мороженое в бумажной обертке вместе с блюдечком,
на котором оно лежит. Для того чтобы убедиться в том,
что в шубе мороженое тает медленнее, надо обязательно
оставить вторую порцию для сравнения, не завернутую
в шубу.
Вопрос о Снегурочке совсем не так прост, как может показаться
сначала. Часто дети говорят, что Снегурочки на самом
деле нет, а есть она только в сказке. В сказке же все
может быть. Такой взгляд на вещи вполне закономерен
для современных детей. Надо объяснить ребенку, что опыт
со Снегурочкой воображаемый, что настоящие физики тоже
прибегают к мысленным экспериментам. Если ребенок согласится
с вами, можно ожидать как минимум три ответа.
1. Снегурочка
от жары растает, и шуба ей поможет, так как в шубе еще
жарче. Этот ответ неправильный, так как Снегурочка сделана
из снега и от него в шубе холодно.
2.Снегурочка
не растает, как и мороженое в шубе. С таким ответом
можно согласиться.
3.Снегурочка
сначала не растает, а потом все равно растает, так как
постепенно жара все-таки проберется через шубу. Такой
ответ свидетельствует о том, что ребенок умеет обдумывать
ответ
достаточно глубоко и не боится излагать свою самостоятельную
точку зрения.
|
ТЕРМОМЕТР ИЗ БУТЫЛКИ
Заболел однажды Леня, надо ему температуру измерить, а он
капризничает. Измучились с ним Иришка и Таня. Давай сделаем
какой-нибудь смешной термометр, — сказаа Таня потихоньку,
чтобы Леня не слышал.
-Давай!—обрадовалась Иришка.
Вышли они на кухню, взяли маленькую бутылочку, резиновую пробку
и стеклянную трубку.
Провертели шилом в пробке дырочку, набрали в трубку капельку
подкрашенной воды и воткнули трубочку в пробку. Пробку с трубочкой
вставили в бутылку. Получился приборчик,
который каждый может сделать.
Вошли Иришка с Таней в комнату, где лежал Леня, поставили
самодельный термометр на стол.
- Давай нагреем бутылку руками, — сказала Таня.
Иришка положила руки на бутылочку и начала ее греть. И почти
сразу капелька подкрашенной воды поползла вверх. Не успела
Иришка убрать руки, как капелька выскочила из трубки совсем.
- Что это она выскочила? — спросил Леня.
- Значит, что-то ее выталкивает из бутылки, — сказала Таня.
—
- Что у нас в бутылке? — спросила она Иришку.
- Ничего, кроме воздуха,—сказала Иришка.
- Значит, ее выталкивает... Воздух, — вставил Леня.
-Правильно, — кивнула Таня, — а что это он стал ее выталкивать?
-Расширяется, наверное, — сказала Иришка.
- А почему он стал расширяться?
- От тепла, наверное, —догадался Леня.
- Правильно, — согласилась Таня.
Набрали Иришка и Таня новую капельку подкрашенной воды вместо
той, которая выскочила, да капелька оказалась в самом верху
стеклянной трубки.
-Как ее опустить вниз? — спросила Таня.
-Остудить бутылочку надо, — сказала Иришка, и обе начали дуть
на бутылочку. Капелька быстро побежала вниз.
-Дай-ка руку, — сказала Таня. Иришка подала руку, и Таня поставила
бутылку ей под мышку. Капелька поползла вверх. Леня, Таня
и Иришка пристально следили за ней. Вот она поползла медленнее,
еще медленнее и совсем остановилась. Таня раскатала кусочек
пластилина и сделала колечко вокруг трубочки в том месте,
где остановилась капелька воды.
-Так как ты не болеешь, у тебя нормальная температура, — сказала
Таня. — Эту температуру мы и отметили на трубочке.
-Что нам еще измерить? — спросила Иришка.
-Измерьте мне температуру, — попросил Леня жалобным голосом.
Тане и Иришке только этого и надо было. Подошли они к Лене
и поставили ему термометр из бутылки под мышку. Капелька быстро
побежала вверх и остановилась гораздо выше того
места, где полоска отмечала нормальную температуру.
-Капелька поднялась выше нормальной температуры, значит, у
тебя жар, — сказала Таня.
-Если жар пройдет, капелька опустится? — спросил Леня.
-Конечно.
- Давайте мне лекарство?
Выпил Леня лекарство и стал ждать, когда у него пройдет жар.
Так как ждать было скучно, он спросил у Тани:
- А при нагревании все предметы расширяются?
-Да, — сказала Таня. Взяла она проволоку и привязала один
ее конец к гвоздику,который торчал из полки для игрушек. Второй
конец прикрепила к шлагбауму, который собрала из конструктора.
Посмотри внимательно на рисунок. Видишь,
проволочка привязана к палочке — это шлагбаум, который устанавливают
около переезда.Когда по железной дороге едет поезд, шлагбаум
опускается, чтобы машины остановились. Так вот, проволочка
привязана к шлагбауму и переброшена через колесико, а другой
конец проволочки, как ты уже знаешь, привязан к гвоздику на
полке для игрушек.
Посмотрел Леня на эту игрушку и говорит:
- Ну и что?
-А вот что!
Взяла Таня две свечки и еще две дала Иришке. Зажгли они свечки
и поднесли к проволочке. Проволочка от жары стала расширяться,
или, лучше сказать, удлиняться, а шлагбаум —
опускаться. Убрали свечки, проволочка стала укорачиваться
и потянула шлагбаум вверх. Очень интересно—никто шлагбаум
не трогает, а он сам опускается и поднимается. Пока собира-
ли из конструктора шлагбаум, пока делали опыт с проволочкой
и смотрели, как шлагбаум поднимается и опускается, прошло
часа два или три. Леня вспомнил про термометр.
Измерьте мне температуру еще раз, — попросил он.
Поставили ему термометр из бутылки. Капелька сразу поползла
кверху, да уже не так быстро. Вскоре она остановилась, и не
просто остановилась, а точно против полоски пластилина, которая
отмечала нормальную температуру.
Все сразу поняли, что лекарство подействовало и у Лени стала
такая же температура, как и у Иришки, т. е. нормальная.
-Очень хорошо, — сказала Таня. — Как бы мы тебя вылечили,
если бы у нас такого термометра не было?
И все засмеялись.
При изготовлении термометра
из бутылки могут возникнуть затруднения из-за отсутствия
хорошей стеклянной трубки. Стеклянную трубку можно заменить
пустым пластмассовым (прозрач ным) стержнем от шариковой
авторучки. Только нужно иметь в виду, что диаметр стержня
значительно меньше диаметра обычной лабораторной стеклянной
трубки и для того, чтобы термометр работал хорошо, нужно
взять для термометра небольшую бутылочку—объемом 50—100
мл (50—100 г воды). Для того чтобы капелька подкрашенной
воды не выскакивала в тот момент, когда вы вставляете
пробку с трубочкой в бутылку, надо предварительно вставить
пробку, а трубку с капелькой вставлять в последнюю очередь
в дырочку, просверленную в пробке.
Опыт с удлинением проволочки
тоже получается хорошо. Для большего успеха проволочку
надо брать как можно длиннее (3—4
м). Шлагбаум, сделанный из конструктора, надо прочно
и неподвижно закрепить на столе с помощью струбцины,
какого- нибудь груза или, если можно, просто прибить.
Нагревать проволочку надо равномерно по всей длине.
Именно поэтому Таня с Иришкой использовали четыре свечи,
равномерно распределенные по всей проволоке.
Можно проделать еще
несколько опытов, иллюстрирующих расширение тел от нагревания.
Например, взять пятикопеечную монету, положить ее на
дощечку и по противоположным краям монеты забить в дощечку
по гвоздику с таким расчетом, чтобы она свободно проходила
между ними. После этого монету надо нагреть и снова
попытаться провести между гвоздями. Если монету нагреть
достаточно сильно, она не пройдет между ними.
|
КАК ШАГИ ПЕРЕДЕЛАТЬ В ОГОНЬ
Потерпели ребята кораблекрушеие — весло у лодки сломалось.
Были они в это время одни на маленьком острове, помощи просить
не у кого. А с одим веслом до берега не доплывешь, ведь Обь
— река широкая. Долго кричали дети, но река словно вымерла,
и они наонец поняли, что кричать бесполезно. Все приуныли.
Даже Таня не знала, что делать. Она сидела на берегу и бессмысенно
вертела в руках обломок весла.
- Надо развести костер, — сказал Леня, — может, заметят!
- Спичек-то нет. Как разведешь? — сказала Таня и бросила обломок
весла на песок.
Вдруг Иришка как закричит:
- А я знаю! Надо, как первобытные люди потереть палочку о
палочку, и получится огонь.
- Как это? — удивился Леня.
- Когда трешь один предмет о другой, то оба они от трения
нагреваются, — сказала обрадованная Таня.
-Что-то я не понимаю.
-Дай-ка руку, — сказала Иришка. Она взяла руку Лени в свою,
а второй рукой начала сильно тереть его ладошку.
- Ой! — крикнул Леня. Ему показалось, что к руке приложили
горячий утюг.
- Теперь понял? — засмеялась Таня.
- Теперь понял, —сказал Леня, потирая ладошку.
Он схватил две палочки и начал с силой тереть их друг о друга,
но палочки нагрелись совсем мало.
— Так ничего не получится, — сказала Таня и начала вращать
палочку между ладонями, прижимая кончик палочки к бревну,
на котором сидела.
Терла она долго, так, что образовалась ямка на бревнышке...
Когда Таня решила передохнуть, Иришка приложила пальчик к
тому месту, где Таня терла, и сказала:
- Горячо!
-Так мы без рук останемся, — сказала Таня, разглядывая свои
ладони, на которых начали
появляться мозоли, — надо придумать, как вертеть палочку.
Ребята задумались. Настроение у всех снова упало, так как
оказалось, что получить огонь
трением непросто.
Леня так старательно думал, что лицо у него стало совсем свирепым.
Он прошелся взад и вперед, взял веревку, которая лежала в
лодке, повертел ее в руках и посмотрел на палочку,
лежавшую возле Тани.
Таня и Иришка уже начали догадываться, что придумал Леня.
Они взяли палочку и обмотали веревку вокруг нее один раз.
Потом поставили палочку на бревно и придавили сверху дощечкой.
Таня держала дощечку, прижимая ею палочку к бревну, а Леня
с Иришкой взяли концы веревки в руки, натянули ее и стали
бегать взад и вперед. Палочка от этого начала быстро крутиться
то в одну, то в другую сторону. Скоро пошел дым. Но пламя
так и не появлялось.
- Знаете, нашей палочке надо сделать шубу,—сказала Иришка.
- Какую шубу? — удивился Леня.
Из сухих листьев, чтоб тепло без толку не расходилось в стороны.
Дети быстро притащили ворох сухих листьев и прикрыли ими то
место, где палочка упиралась в бревно. Снова начали бегать,
опять закрутилась палочка, повалил дым, и вдруг все
увидели, что между листьями мелькнул темно-красный язычок
пламени. Подложив тоненькие сухие ветки, дети стали наблюдать,
как огонь весело забегал по веткам.
- А знаете, что мы сегодня изобрели? — спросил Леня.
- Что?
- Мы изобрели, как шаги переделать в огонь.
- Вот это мы, гениальные физики! —засмеялась Иришка, и все
начали танцевать танец дикарей и распевать песенку из мультфильма
«Катерок».
Чудо-остров, чудо-остров,
Жить на нем легко и просто,
Жить на нем легко и просто,
Чун га-чан га.
Наше счастье постоянно,
Ешь кокосы, жуй бананы,
Ешь кокосы, жуй бананы,
Чунга-чанга.
Дети веселились, пели и танцевали, пока не увидели, что солнышко
садится за горизонт, а помощь так и не пришла. Видно, днем
никто не обратил внимания на костер, а к вечеру все лодки
ушли к пристани. Костер продолжал гореть, а дети и Таня сидели
печальные и
всматривались вдаль.
- Ребята, лодка! — вскрикнула Иришка. Все вскочили.
Сначала они услышали далекое стрекотание, а потом в сумерках
увидели черную точку, которая двигалась по направлению к острову.
-Ура!!! — закричали дети и начали махать руками. А еще через
пять минут моторка мчалась к берегу. В лодке сидели лодочник,
Таня, Иришка и Леня. Иришка и Леня спали. И в этом
нет ничего удивительного, очень много они пережили за день
и очень устали.
Получить огонь путем
трения — большое искусство. Для этого нужны специальные
породы дерева, которых может и не оказаться под рукой.
Для нас гораздо важнее другое — показать переход механической
энергии (шагов) в тепло. Переход механической энергии
в тепловую можно наблюдать во многих случаях. Например,
когда пилят ножовкой дерево (или металл), и ножовка
и дерево нагреваются. Если с силой потереть пальцем
о стол, то очень скоро пальцу станет горячо. Нагреваются
тела и от удара. Если по куску металла долго стучать
молотком, и металл и молоток нагреваются. Если в темноте
ударить друг о друга два камня, можно увидеть искры.
Эти искры — мелкие осколки камня, разогретые докрасна.
Современные спички тоже зажигаются от трения, только
нам проще, чем первобытным людям, так как кончик спички
покрыт веществом, которое загорается даже от легкого
трения. Вернемся, однако, к добыванию огня путем трения.
Не беда, если опыт удастся не до конца. Почти наверняка
вы сможете добиться того, чтобы от палочки, которая
трется о дощечку, повалил густой дым. Это будет хорошим
доказательством того, что при трении тела нагреваются.
|
ВОПРОСЫ И
ЗАДАНИЯ
1. В старину в деревне кастрюлю с готовой горячей кашей заворачивали
в шубу. Зачем это делали?
2. На Луне нет воздуха. Когда на Луне день, там 120° жары,
когда на Луне ночьи солнышко прячется за горизонт, там наступает
мороз в 180°. Почему на Земле не бывает таких морозов и такой
жары? Ведь Солнце от Земли не дальше и не ближе, чем от Луны.
3. В некоторых жарких странах люди летом носят ватные халаты
и меховые шапки. Зачем они это делают?
4. На Севере люди иногда строят дома из снега. Почему в снежном
доме теплее, чем на улице?
5. Когда провода на столбах натянуты сильнее — зимой или летом?
6. Как по-твоему, почему на железнодорожной линии на стыках
рельсов оставляют щель между рельсами?
7. Посмотри внимательно на комнатный термометр. Что расширяется
и сжимается в этом термометре?
8. Почему, когда пилой пилят дерево или железо, пила нагревается?
9. Как по-твоему, можно ли добыть огонь трением, если у тебя
есть спичка и коробок?
10. Почему у зажигалки, когда колесико чиркает по камню, от
камня отскакивают искры?
предыдущая
глава оглавление
следующая
глава
|