оглавление
следующая
глава
О «ДРОЖАЛКЕ» И «ПИЩАЛКЕ»
Таня на кухне готовила обед, Иришка читала книгу, а Лёне
заняться нечем. Он подошел к чертежному столу. На нем лежала
рейсшина — длинная и тонкая линейка для черчения . Лёня сдвинул
рейсшину так, что один конец ее свесился со стола, и дернул
за него — рейсшина закачалась. Леня сделал конец покороче
и снова дернул — рейсшина затряслась быстрее. Лёня сделал
конец еще короче, дернул, а рейсшина как загудит!
Пришла
из кухни Таня, подошла к столу, повертела я руках рейсшину.
Потом она приложила ее к краю стола, прижала ладонью и дернула
за кончик — рейсшина загудела.
- Ну, конечно, раз дрожит — значит гудит, — сказала Таня.
Сделала она кончик короче, дернула—рейсшина задрожала очень
быстро и загудела тонким голосом. Сделала кончик
подлиннее — рейсшина затряслась медленнее и загудела сердитым
голосом.
Леня и Иришка очень внимательно, следили затем, что делала
Таня, наконец Леня сказал:
-Выходит, чем короче кончик рейсшины, тем тоньше звук, а чем
длиннее кончик, тем звук сердитее?
-Выходит, так, — согласилась Таня. — А еще вот что можно придумать...
Проволочка есть?
-Есть, — сказал Леня и принес тонкую проволочку. Таня зацепила
один конец проволочки за ящик письменного стопа и слегка ее
натянула. После этого она дернула проволочку посередине —
проволочка загудела. Таня натянула проволочку сильнее и опять
дернула — проволочка пискнула тоненько. Таня стала натягивать
проволочку то сильнее, то слабее, от этого проволочка пищала
то тоненьким, то сердитым голосом.
Вдруг Иришка побежала в детскую комнату. Оттуда она вернулась
со смычком от скрипки. Стала Иришка водить смычком по проволочке,
а Таня натягивать проволочку то сильнее, то
слабее. И все услышали, что получается у них песенка: «Чижик-
пыжик, где... ты... был?..»
То-то смеху и радости было. А когда успокоились, Таня сказала
детям:
— Прикоснитесь легонько пальцами к своему горлышку. А теперь
закричите.
И дети закричали звонко-звонко. Кричат и чувствуют, что горло
дрожит.
Между прочим, ты тоже можешь проделать
все то, что делали Таня, Иришка и Леня.
При проведении экспериментов,
описанных в рассказе, обязательно обратите внимание
ребенка на то, что звучат только дрожащие предметы.
Ребенок может спросить: почему не все дрожащие предметы
звучат? Например, если потрясти рукой, то ничего не
услышишь. Депо в том, что наше ухо слышит звук только
в том случае, если частота колебаний предмета больше
20, но меньше 16 тыс. колебаний в секунду. Причем чем
больше частота колебаний, тем выше звук, который мы
слышим. Нужно объяснить детям, что густые «сердитые»
голоса называются низкими. Низкие голоса у медведей,
бегемотов, тигров... Самый низкий мужской голос называется
бас. Самый низкий женский голос — контральто.
Тоненькие голоса
называются высокими. Высокие голоса у мышей, птиц, зайцев...
Самый высокий женский голос называется сопрано, самый
высокий мужской голос—тенор.
Опыт с рейсшиной можно заменить опытом с ученической
линейкой. Прижимать линейку к столу нужно сильно, так,
чтобы при дрожании прижатый конец не стучал по столу,
иначе это может создать у ребенка неправильное представление
о причинах возникновения звука. Нужно добиваться, чтобы
линейка издавала бархатистый звук, напоминающий звук
контрабаса, когда на нем играют пиццикато (щипком).
Опыт с проволочкой
и смычком можно провести и без смычка, играя на ней
пиццикато. Для того чтобы проволочка издавала звуки
различной высоты, ее нужно натягивать с разной силой.
После некоторой тренировки вы наверняка сможете исполнить
простенькие мелодии. Очень важно, чтобы этот опыт повторили
дети.
|
СПИЧЕЧНЫЙ ТЕЛЕФОН
Однажды пришел монтер и стал устанавливать телефон. Когда
он закончил работу, Леня сказал, глядя на новенький телефон:
—Вот бы нам такой!
—А кому же я этот телефон поставил? Теперь этот телефон ваш.
—Нам не такой нужен, нам нужен свой чтобы я мог с завода Иришке
в больницу звонить,
—А где больница и завод? — поинтересовался монтер.
—Больница на диване, — сказал. Леня, — а завод в нашей комнате.
—Так-так...- задумался монтер. — Спички есть?
— Есть!
— А нитки?
— Нитки тоже есть.
— Тащите!
Монтер вдел в иголку нитку, потом высыпал спички из коробки
и проткнул ее донышко иголкой. После этого он выдернул нитку
из иголки. А чтобы кончик нитки не выскочил из коробки, привязал
к нему спичку. Ко второму концу нитки монтер точно так же
прикрепил вторую коробку из-под спичек. Когда он закончил
эту работу, подал детям обе коробки и сказал:
—Ты, Иринушка, стой здесь, а ты, Леня, беги на свой завод.
Взяла Иришка свою коробку и ждет, а Леня побежал в детскую
комнату. Там он остановился,
и нитка между коробками натянулась, как струна. Леня приложил
свою коробку к губам, а Иришка свою—к уху.
- Иришка, ты меня слышишь?
- Я тебя и без телефона хорошо слышу.
- А ты закрой второе ухо рукой, — сказал монтер.
Закрыла Иришка второе ухо ладошкой.
- Иришка!—снова закричал Леня.
— Вот теперь хорошо в телефон слышно, — сказала Иришка и приложила
свою коробку к губам.
— Леня!.. Ой!
— Что «ой»?—спросил монтер.
— Пальцу щекотно, — сказала Иришка.
— А что же его щекочет?
— Донышко коробки, — говорит Иришка.
— Значит, дрожит? — спросил монтер.
— Да,—согласилась Иришка.
— Донышко дрожит и нитку дрожать заставляет, — добавил монтер.
-А я знаю! — закричал Леня.
-Что ты знаешь?— поинтересовался монтер.
-Бежит дрожь по ниточке к моей коробке и заставляет ее донышко
дрожать, и от этого снова получается звук.
-Правильно. Ну, а когда мы разговариваем без спичечного телефона,
как звук моего голоса долетает до твоего уха? Ведь ниточки
нет, что же дрожит?
Задумались дети. Думали, думали, вот Иришка и говорит:
- Знаете, это воздух дрожит. Приложите-ка пальцы к горлу.
Монтер приложил.
-А теперь скажите «а-а».
-А-а-а, — сказал монтер.
- Чувствуете, как горло дрожит?
-Чувствую.
-Ну вот, когда мы говорим, горло дрожит, и от него начинает
дрожать воздух, от этого по воздуху, как по воде, волны бегут,
только в воздухе их не видно, зато слышно.
-Ну, что же, молодцы, — сказал монтер и улыбнулся детям на
прощание.
Сделай и ты телефон из нитки и спичечных
коробок. Поговори с кем-нибудь по этому телефону,
а потом прикоснись пальцем к нитке. Услышат ли тебя? Почему,если
нитке прикоснуться пальцем, звук до второй коробочки не добегает?
При изготовлении
игрушечного телефона нужно иметь в виду, что нитка,
натянутая между двумя коробочками, не должна касаться
никаких предметов, в том' числе пальцев, которыми держат
коробочку. Надо объяснитьдетям, что если нитка прикасается
к какому-нибудь предмету, то дрожение нитки передается
этому предмету и дальше не распространяется. Поэтому
во второй коробочке звука не слышно. Вместо спичечных
коробок можно взять любые другие коробочки подходящих
размеров: из-под пудры, зубного порошка, скрепок. Один
мальчик написал мне, что он использовал вместо ниточки
тонкую проволочку без мягкой изоляции длиной в сорок
шагов. Этот опыт он делал с приятелями на улице, и было
очень хорошо слышно.
Можно показать детям,
что звук распространяется не только по ниточке, но и
по другим предметам. Если, купаясь в реке, опустить
голову в воду так, чтобы погрузились и уши, то можно
услышать звук плещущихся рядом людей, далеко работающего
мотора катера и т. п.
Звук хорошо распространяется
в металлах. Чтобы убедиться в этом, можно постучать
по отопительной батарее. В соседней квартире этот звук
будет слышен очень хорошо. Конечно, не надо злоупотреблять
этим опытом, так как звук по трубам передается не только
в ту квартиру, куда вам надо, но и во все остальные
квартиры тоже.
Интересный опыт
был описан в письме одной девочки. Ее мама бросала в
наполненную водой ванну камушек, а девочка, приложив
ухо к стенке ванны, слушала, как распространяющиеся
кругами волны начинали плескаться о стенку ванны. Получалась
наглядная картина, объясняющая, как звуковые волны распространяются
и достигают уха.
Надо иметь в виду,
что в этом опыте ребенок услышит звук упавшего камня
дважды. Сначала он услышит звук, который был передан
с помощью звуковых волн, которые в воде, так же как
и в воздухе, невидимы и распространяются с большой скоростью.
Потом ребенок увидит обычные волны на поверхности воды,
которые кругами распространяются во все стороны от места
падения, и, наконец, когда эти волны добегут до стенки
ванны, он их услышит. Нужно объяснить ребенку, что настоящие
звуковые волны в воде, как и в воздухе, не видны, а
опыт с волнами на поверхности воды вы сделали для того,
чтобы лучше понять, как звук распространяется во все
стороны в воздухе, в воде и других веществах.
|
КАК ЗВУК СДЕЛАТЬ ГРОМЧЕ
Однажды Леня изобрел новую «дрожалку». Это была расческа.
Дернешь за зубчик, а расческа
пискнет. Только уж больно тихо. Поднес Леня расческу к уху,
теперь хорошо и громко слышно, да вот беда: Леня слышит хорошо,
а Иришка, которая рисует за Столом, совсем не слышит. Приставил
Леня расческу ко лбу, опять только он хорошо слышит. Наконец,
догадался приставить расческу к столу. Дернул зубчик, а расческа
как звякнет, громко так. Иришка оторвалась от рисунка и смотрит,
что Леня делает. А Леня давай приставлять расческу ко всему,
что на глаза попадает: к окну, к двери, к пианино... И всякий
раз, как приставит расческу к твердому предмету, расческа
пищит громко, а как в воздух поднимет, она пищит слабо. Заинтересовалась
этим открытием и Таня. Свернула из листа бумаги рупор и говорит
Лене:
— Приставь-ка расческу к рупору.
Приставил Леня расческу к рупору, дернул за зубчик, и расческа
громко пискнула.
— Вот это да! — сказали в один голос дети.
Почему же с рупором громче получается? — спросила Таня.
Не знают дети. Вот Таня и говорит:
-Когда зубчик дрожит, он воздух вокруг себя колышет, но зубчик
маленький и мало воздуха колышет, вот звук и получается тихий.
Тут Иришка сказала:
-Когда мы расческу к рупору приставили и дернули за зубчик,
рупор тоже задрожал, но он большой и воздуха колышет много,
вот звук и получается громче.
-Что же, и стол дрожит, когда мы к нему расческу приставляем?—спросил
Леня.
- Приложи-ка палец к столу, —попросила Таня.
Леня приложил, а Таня рядом приставила расческу. Дернула Таня
за зубчик и спрашивает:
-Ну, что? Дрожит стол или нет?
- Немножко дрожит! —удивился Леня.
Иришка, конечно, сразу же принялась объяснять:
- Хотя стол от расчески задрожал слабо, он большой и воздуха
колышет гораздо больше, чем зубчик расчески, поэтому звук
и получается громким.
После того как все поняли, почему звук получается громким,
дети взяли палку и прибили у ее концов по гвоздику. На гвоздики
натянули проволочку, к нижнему концу которой прикрепили рупор.
Принесла Таня смычок от скрипки, подала его Иришке и говорит:
-Получилась у нас удивительная виолончель.
Села Таня за пианино; Иришка взяла в руку смычок, а пальцами
другой руки стала прижимать струну-провалочку; Леня держал
рупор, чтобы он не падал на поп. И все вместе принялись играть
песенку «Чижик-пыжик». Звук у самодельной виолончели, как
рев голодного медведя, которого разбудили зимой.
Рычит виолончель, а все равно хорошо получается —громко и
смешно!
Для того чтобы сделать
«виолончель», лучше всего взять простую палку, круглую
или прямоугольную в сечении. Толщина этой палки должна
быть такой, чтобы ребенок мог без труда обхва тить ее
пальцами наподобие того, как обхватывает гитарист гриф
гитары. К верхнему концу палки нужно прибить небольшой
гвоздик, к нему привязать стальную проволоку толщиной
0,5—1 мм. Лучше для этой цели взять одну из басовых
(в оплетке) струн гитары. К нижнему концу палки надо
прибить второй гвоздик и
привязать к нему после натяжения второй конец проволоки.
Натягивая проволоку, надо все время слегка дергать ее
пальцами, добиваясь низкого, бархатного тона. После
того как струна будет натянута, на расстоянии не более
5 мм от нижнего гвоздика с помощью иголки нужно укрепить
бумажный рупор. Наиболее подходящий для него материал
— ватман или картон. Лучше всего свернуть большой рупор
из полного листа ватмана. Широкий конец рупора нужно
привязать к верхнему концу палки. Играть на такой «виолончели»
можно и смычком и пиццикато. Для того чтобы во время
игры струна не задевала за палку, около гвоздиков надо
положить по спичке или сделать вокруг папки в этих же
местах по колечку из толстой проволоки. Если у вас есть
пианино, баян, гитара или какой-нибудь другой музыкальный
инструмент, то попробуйте играть на «виолончели» с аккомпанементом.
Вместе с детьми можно сделать еще несколько музыкальных
«инструментов».
Установите на столе
несколько (семь—десять) фужеров, рюмок или стаканов
(лучше не граненых, а гладких) и налейте в них разное
количество воды. Наливая в стакан воду, постукивайте
карандашом по краю. При этом слышно, что, по мере того
как стаканы наполняются водой, звук становится ниже.
Нужно только следить, чтобы на стенках стакана не было
пузырьков воздуха, так как они делают звук тусклым и
невыразительным. Эти пузырьки легко убрать,"проведя
пальцем по стенке стакана, а чтобы
они не возникали, лучше наливать теплую кипяченую воду.
Воспользовавшись пианино, баяном, детским ксилофоном
или просто на слух настройте стаканы на гамму, например
до мажор, и попробуйте что-нибудь сыграть на таком необычном
«инструменте».
Из сухих сосновых
палочек можно сделать хороший ксилофон. Чтобы палочки
звучали лучше, уложите их на две согнутые картонные
полоски. Настраиваются палочки так: если надо звук повысить,
палочку укорачивают, обрезая с конца; если звук надо
понизить, палочку делают немного тоньше посередине.
Играют на таком ксилофоне деревянным молоточком, укрепленным
на тонкой ручке. Ударять надо не сильно, но резко, чтобы
молоточек мгновенно отскакивал вверх. Можно скрепить
два толстых куска металла, плексигласа или текстолита
(толщиной 4—5 мм) болтиками и зажать между ними тонкие
деревянные ученические линейки. Настроив линейки с помощью
пианино, мы получим своеобразный «контрабас». «Контрабас»
нужно обязательно плотно прижимать к столу, крышка которого
в этом случае играет роль резонатора, усиливающего звук.
|
ЗАЧЕМ ЗАЙЦУ ДЛИННЫЕ УШИ
Гуляли
дети по лесу. Смотрят, мальчик стоит, к ушам рупоры приставил,
руками их поддерживает, слушает. Попросили дети у мальчика
рупоры и стали слушать звуки леса.
День солнечный, птицы распевают, пчелы гудят, пищат комары
— интересно. Вот слышно, как залаяла собака, хотя до деревни
далеко, а вот корова замычала. Шумно и звонко в лесу, слышно,
как на болоте квакают лягушки, вдалеке гудит мотор трактора.
А уберешь рупоры, и сразу наступает тишина будто оглох, кричит
прямо над головой пичужка, и больше ничего не слышно. Понравились
ребятам эти рупоры.
Сделали и они такие из больших листов картона, а чтобы они
не мялись, на края пришили по пластмассовому обручу. Пришли
в лес. Поставила Иришка свой рупор, а Леня подхватил свой
и побежал на другой край поляны. Поляна большая, триста шагов
пробежал Леня и становился, приложил губы к рупору да как
закричит:
-Иришка-а-а!!!
Иришка отскочила в сторону от своего рупора, ей показалось,
что Леня прямо в ухо крикнул.
Говорит Иришка в свой рупор тихо-тихо, шепотом:
- Леня, говори тише.
Леня слушает Иришку, и кажется ему, что она шепчет прямо на
ухо. Понял Леня, что в такие рупоры не нужно кричать, и тихонечко
отвечает Иришке:
-Хорошо.
Приготовилась Иришка еще что-то сказать Лене, но в это время
в небе что-то так грохнуло и треснуло, что и без рупоров стало
ясно, что это гром. Посмотрело все на небо, а там огромная
туча и солнышко за нее уже прячется.
-Леня, беги сюда! — крикнула Таня и спряталась с Иришкой под
деревом. Только Леня прибежал, как хлынул страшный ливень.
Вокруг льет как из ведра, а Лене пить захотелось, да так,
что не может он потерпеть, выскочил под дождь, раскрыл рот
и ловит капли — напиться хочет. Засмеялась Таня, достала складной
походный стаканчик, поставила его на траву.
Конечно, в стакан больше капель попадет, чем в открытый рот,
но все равно мало, долго будет вода набираться. И тут Иришка
догадалась, что сделать. Схватила она свой огромный рупор,
повернула широким концом кверху, а узкий конец над стаканом
держит. В широкий конец рупора попадает сразу очень много
капель дождя, и все они стекают в узкий конец, вот и бежит
из рупора в стаканчик вода, как из водопровода. Напился Леня,
а Таня говорит:
-Молодец, Иришка! Ну,.так кто понял, почему в рупор лучше
слышно?
-У рупора один конец широкий, — говорит Иришка. — Звука в
него попадает много, и весь он собирается в ухе, ну, как в
воронке.
-Значит, уши у зайца — это тоже два рупора? — спросил Леня.
-Ну да! — весело ответила Иришка.
Тут и дождь кончился.
Опыты с рупорами
лучше всего проводить за городом, в лесу или в поле.
Чтобы большие рупоры не помялись, в игроком их конце
надо укрепить по гимнастическому обручу. Если в поле
или в лесу два таких рупора разнести на расстояние 150—200
м, то разговаривать с их помощью можно шепотом. Надо
ли го
рить, как могут пригодиться такие (или поменьше) рупоры
в ребячьих играх, например в «сыщиков» и «разбойников»!
Если у вас есть тонкая резиновая трубочка, то, отрезав
два куска, вставьте их в узкий конец рупора, замотайте
изоляционной лентой, а свободные концы трубок вставьте
в оба уха. С таким несложным приспособлением далекие
звуки слышны гораздо лучше
|
КАК УВИДЕТЬ СВОЙ ГОЛОС
Однажды Леня ворвался домой с криком:
-Смотрите, что мне на стройке дали! — в руках он держал несколько
полосок стекла, завернутых в бумагу, чтобы руки не порезать.
Леня положил стекла на стол, все собрались и стали думать,
что из этого стекла можно сделать. Вдруг Таня говорит:
-Я кажется знаю. Ты, Лёня неси консервную банку и ключ. А
ты, Иришка, бумагу и клей.
Принёс Лёня консервную банку без крышки, и Таня вырезала ключом
донышко. Получилась
широкая и короткая жестяная трубка, После этого Таня вырезала
кружок тонкой бумаги
приклеила его вместо донышка. Когда клей высох, Таня вспрыснула
бумажку водой. B стенках банки пробила гвоздём две дырочки
и вставила в эти дырочки толстую проволоку в виде буквы П.
К этому времени бумажное донышко, смоченное водой, высохло
и натянулось, как на
барабане. Таня капнула капельку канцелярского клея на середину
бумажки, быстро приставила к этой капле узкую полоску жести
с заострённым кончиком, похожую на согнутую иголку, и оставила
сохнуть.
Потом Таня зажгла свечку и стала водить полоску стекла над
пламенем. Вскоре стекло почернело от сажи.
Таня положила полоску на стол закопченной стороной вверх и
поставила консервную банку
так, чтобы жестяная иголка касалась своим кончиком закопченного
стекла.
-Ну и что? — спросил Леня, разглядывая эту странную машину.
-А вот что, — сказала Таня, — сейчас я потяну стеклянную полоску,
а ты закричи. Приготовились... — Таня быстро потянула полоску
стекла, а Леня как закричит:
-Та-аня-я-я!
Таня подняла полоску стекла и повернула ее к свету. На закопченном
стекле заостренная жестянка процарапала прозрачную линию.
Сначала линия была прямая, а начиная с середины
стала волнистая.
— Ну, вот, — сказала Таня, — пока Леня молчал, линия была
ровная, а как закричал, стала волнистая. Почему?
— А я знаю,—сказала Иришка,—когда Леня закричал, бумажка от
крика задрожала и жестяная иголка задрожала и линия получилась
с извилинами.
Леня взял полоску стекла и тоже посмотрел.
— Так, значит, здесь нарисован мой голос? — спросил он.
— Ну да!—засмеялась Таня.
— Давайте и ваши голоса нарисуем, — предложил Леня.
— Давайте, — согласились Таня и Иришка.
Положили они стекло на стол, поставили кончик жестяной иглы
на закопченное стекло. Таня потянула полоску, а Иришка как
закричит:
— Ле-еня-я-я!!!
— Теперь ты, — сказали дети Тане.
Таня подошла к банке, приготовилась. Иришка потянула полоску
стекла, Таня закричала:
— И-ира-а-а!!!
Посмотри на рисунок закопченного стекла.
Видишь три волнистые линии? Все они разные, потому что на
верхней записано: "Таня", на средней — «Леня», а
на нижней — «Ира». Рас-
смотри эти рисунки получше, прочти рассказ еще раз и попробуй
сам записать свой голос на закопченном стекле с помощью консервной
банки, натянутого бумажного донышка и жестя-
ной иглы.
Приспособление
для записи звука на законченном стекле изготовить непросто,
зато результат, которого вы достигнете, оправдает все
усилия. Общее устройство приспособления для записи звука
понятно из
рисунка. Мембрану из кусочка бумаги к металлической
банке можно приклеить спомощью канцелярского клея. Вместо
обычной коннсервной банки можно взять баночку из картона
(например, от пудры или просто склеить ее из картона
или толстой бумаги Игла, вернее узкая полоска жести,
приклеивается к мембране канцелярским клеем и небольшими
дополнительными бумажками. Очень важно, чтобы мембрана
еще до приклеивания иглы была хорошо натянута, для этого
ее надо спрыснуть водой и дать
высохнуть.
Игле для того.чтобы
она точно следовала колебаниям мембраны, надо придать
форму, которая показана на рисунке. Чтобы запись прошла
успешно, давление иглы на стекло должно быть минимальным.
Чтобы этого добиться, нужно уравновесить банку, прикрепляя
к противоположному ее краю кусочки
пластилина.
Так как для записи
звука придется довольно громко кричать, то высота тона
будет большой. Примем, приблизительно, что частота колебаний
составит 60 колебаний в секунду. Это значит, что если
двигать стеклянную полоску со скоростью 600 мм/сек,
то длина одной волны в записи составит 1 мм. Хотя 600
мм/сек— это небольшая скорость, на одной дорожке мы
не успеем, конечно, записать ничего, кроме одного короткого
крика. Если у вас сохранился граммофон или патефон у
механическим воспроизведением звука), то можно сделать
следующее: установить иглу на последнюю, неспиральную
дорожку пластинки и громко крикнуть в трубу граммофона
или в широко отверстие на верхней стороне
ящика патефона, Вслед за этим мы услышите слабый писк
— запись звука вашего голоса на пластинку. Обсудите
с малышом, как эта запись получилась.
|
ПОЧЕМУ ПОЕТ ПЛАСТИНКА
Испортился однажды проигрыватель, а Иришке надо платинки
послушать. Сидит она, губы надула. Вот Таня и говоит ей:
- Посмотри-ка на пластинку в увеличительное стекло.
Взяла Иришка пластинку и разглядывает ее в увеличительное
стекло.
Таня
спрашивает:
- Видишь мелкие канавки?
-Вижу.
- Какие они, прямые или с извилинками?
- С извилинками, — отвечает Иришка.
- Ну, а иголка по волнистой канавке ровно бежит или дрожать
начинает?
- Наверное, дрожит.
- А раз дрожит, значит...
- Пищит...— улыбнулась Иришка.
Взяла Таня бумажный рупор, воткнула в кончик швейную иглу.
Потом надела пластинку на карандаш.
- Я буду крутить пластинку, а ты держи рупор.
-Крутит Таня карандаш, а на карандаше крутится пластинка.
Иришка взяла рупор и поставила иглу на пластинку, а пластинка
как запоет: «Ты, синичка, где была? Где ты гнездышко свила?...»
Равномерно пластинку крутить трудно, крутится она то быстрее,
то медленнее, и песенка поэтому звучит смешно—то тоненько,
как Буратино, то басом, как медведь. Иришка, как услышала
такие смешные звуки, начала хохотать, сразу настроение исправилось..
Сделай опыт с пластинкой, карандашом
и рупором с иглой. Попробуй крутить пластинку с разной скоростью.
Почему звук получается то высокий, то низкий?
Опыт
с проигрыванием пластинки очень прост. Важно только не
забывать, что подобным образом можно без вреда проигрывачь
обычные недолгоиграющие пластинки. Долгоиграющие пластинки
легко повреждаются швейной иглой или булавкой. Кроме того,
ширина звуковой канавки долгоиграющей пластинки мала,
и швейная игла устанавливается сразу на две канавки. Чтобы
рупор легко и свободно следовал вместе с иглой по звуковой
дорожке, надо его держать за самый краешек вверху. Если
пластинку вращать на карандаше, то очень трудно добиться
равномерного вращения и звук «плавает». Этот же опыт можно
проделать, вращая пластинку на диске проигрывателя, но
воспроизводя звук по-прежнему иглой с рупором. |
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
Был жаркий солнечный день. Иришка прыгала через скакалку,
а Леня смотрел. Прыгала
Иришка, прыгала, да и сбилась, наверное, потому, что было
очень жарко.
-Сбилась, сбилась! —закричал Леня.
Иришке обидно, она и говорит:
-Пойдем, что-то покажу...
Побежали дети под арку, которая была в их доме. Подбежали,
остановились. Иришка приготовилась да как крикнет:
-А!!! —коротко так:—А!!!
А сверху кто-то откликается:
-А! — немножко потише, но Иришкиным голосом.
-Кто это? — спросил Леня.
-Эхо.
-А!!! — так же громко и коротко крикнул Леня.
-Чего вы тут орете?
Дети обернулись и увидели дядю Мишу, старого человека с широкой,
как в старину, бородой. Дядя Миша был известен во дворе как
заядлый рыболов. Голосу него был сердитый, но лицо доброе.
-Это не мы орем,—говорит Леня,—там сидит эхо, оно и орет.
-А!!! — крикнул дядя Миша, а сверху эхо дяди Мишиным голосом:
-А!
-Разве это эхо? — говорит дядя Миша. — Вот скажите Тане, чтобы
она отпустила вас со мной на рыбалку, там я покажу вам эхо!
Таня отпустила. Не сразу, конечно... На реке было прохладнее,
чем в городе, и настроение поэтому у всех было повеселее.
Дядя Миша расставил удочки и уже приготовился дремать, как
это делают все рыболовы.
-А где же старичок?—спросил Леня.
Дядя Миша даже вздрогнул:
-Какой старичок?
-Ну, который Эхо.
-Ах, эхо,—вспомнил дядя Миша. —А!!!
Дядя Миша крикнул, но никто не откликался, сколько ребята
ни вслушивались. Леня уже собрался опять спросить про старичка
Эхо, как вдруг издалека кто-то дяди Мишиным голосом ответил:
-А!
— А чего это он откликается?—удивился Леня.
- Эх ты, не знаешь,—сказала Иришка, взяла камень, бросила
его в воду. Камень плюхнулся, и от него во все стороны пошли
волны кругами. Добежали волны до берега и стали отскакивать
в обратную сторону.
Ты уже, наверное, догадался, что волны
на воде и звук в воздухе немного похожи друг на друга.
Понял это и Леня.
-Когда я крикну, — сказал он, — воздух дрожать начинает. Эта
дрожь во все стороны разбегается. Добежит она до берега, стукнется
и назад возвращается, мне прямо в ухо.
-Правильно, — говорит дядя Миша, —а то— старичок!
- А про старичка я пошутил, потому что не знал, —ответил Леня.
Нужно обратить
внимание ребенка на то, что эхо —отраженный звук — слышно
не сразу, а спустя некоторое время. Это происходит потому,
что звук распространяется в воздухе не мгновенно, а
со скоростью 340 м/сек. Для сравнения можно сказать,
что пассажирские реактивные самолеты летают в 2 раза
медленнее звука, а военные — быстрее звука. Еще один
интересный факт: как известно, гром — это звук от электрического
разряда — молнии. Почему же молния сверкает практически
мгновенно, а раскаты грома слышны очень долго и неодновременно
с молнией? Запаздывание грома объясняется
тем, что скорость звука в миллион раз меньше скорости
света. Свет мы видим практически дновременно с электрическим
разрядом (скорость света 300000 км/сек), а звуку надо
несколько секунд, чтобы долететь до наблюдателя. Если
сразу после вспышки молнии начать считать секунды (ноль,
и-раз, и-два, и-три и т.д.), то можно, умножив время
с момента вспышки до первого раската грома на скорость
звука, получить расстояние до места электрического разряда.
Теперь нетрудно понять, почему раскаты грома слышны
долго. Молния часто имеет в длину несколько километров.
От тех участков молнии, которые были расположены ближе
к нам, мы услышим звук раньше всего. От наиболее удаленных
участков молнии звук дойдет спустя несколько секунд.
Кроме того, еще некоторое время мы будем слышать эхо,
отраженное от облаков и крупных земных предметов (гор,
больших лесных массивов и т.п.).
Используя
свойства звука распространяться с относительно небольшой
скоростью, можно определить расстояние до недоступных
предметов с помощью эха. Для этого надо коротко, но
громко крикнуть и заметить время между криком и эхом.
Так как звук прошел расстояние от вас до предмета дважды,
это время нужно разделить на два и потом умножить на
скорость звука. Например, с момента, когда вы крикнули,
до момента возвращения эха прошло 3 сек. Так как путь
звука до предмета вдвое меньше общего пути, который
он прошел, делим 3 сек на два, получаем 1,5 сек. Умножив
это время на скорость звука (340 м/сек), получим расстояние
до предмета—510 м. На этом принципе основано действие
эхолотов — специальных приборов для определения глубины
моря. Эхолот издает сильный и короткий звуковой сигнал,
а затем довит отраженное от морского дна эхо. Умножив
скорость звука в воде на время между сигналом и моментом
возвращения эха и разделив эту величину пополам, узнают
расстояние до дна. Глубина моря иногда превышает 10
км, и обычным лотом (грузом, привязанным к веревке)
измерить такую глубину невозможно
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1 Почему комар пищит, пока летит, а как сядет, замолчит?
2. У каких зверей и птиц голоса высокие (тоненькие), а у каких—низкие
(сердитые)?
3. Почему комары пищат тоненько высоко), а шмели, осы и пчелы
жужжат басом (низко)?
4. Какой у тебя голос (высокий или низкий)? У папы? У мамы?
У бабушки?
5. Как натянута проволочка (сильно или слабо), когда она пищит
тоненько (высоко)? Когда она звучит басом (низко)?
6 Если у тебя есть металлофон или ксилофон, обрати внимание,
у каких пластинок звук высокий, у коротких или у длинных?
7. Зачем многие духовые музыкальные инструменты — горны, трубы,
тромбоны, тубы — делают в виде рупоров? Где ты еще встречал
рупоры?
8. Для чего у гитары, скрипки, виолончели, мандолины, балалайки
и других струнных музыкальных инструментов сделан из фанеры
красивый ящик с дырочкой? Попробуй постучать тихонько сначала
по столу или по стенке, а потом по ящику струнного инструмента.
Когда звук получается громче?
9. Сделай «виолончель» из палки, проволочки и рупора, поиграй
на ней, прижимая пальцем струну к палочке, а потом скажи,
почему, если струну прижать внизу, звук получается высокий
(тоненький), а если струну прижать вверху, звук получается
низкий (сердитый)?
10 Сделай прибор для записи голоса на закопченном стекле или
железной линейке. Попробуй записать свой голос, а потом ответь,
как можно записывать голоса людей и музыкальных инструментов
на пластинки.
11. Сделай опыт с пластинкой, карандашом и рупором с иголкой.
Попробуй крутить пластинку с разной скоростью. Когда звук
у пластинки похож на голос Буратино, а когда—на голос медведя?
Почему так получается?
12. На стройке можно увидеть толстые и длинные трубы из бетона,
железа или обожженной глины. Если присесть у одного конца
трубы и шепотом сказать что-нибудь, то у другого конца трубы
звук будет слышен четко и громко. Почему так получается?
13. Почему в совершенно пустой комнате (когда переезжаешь
на новую квартиру или во время ремонта) очень хорошо слышно
эхо? Почему, когда в комнату вносят вещи, вешают шторы и ковры,
эхо становится все тише, а потом совсем пропадает?
оглавление
следующая
глава
|