Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

Дифференцированные игры-упражнения для детей с низким и высоким уровнем двигательной активности

Дошкольное воспитание 1-1996

М. РУНОВА,
кандидат педагогических наук,
Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца

Старший дошкольный возраст

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НИЗКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Игры-упражнения на развитие быстроты движений

Не урони мяч

Дети встают у нарисованной в центре зала линии (или шнура). Дается задание: бросить мяч вверх, поймать его,ударить о землю и поймать его, подбросить вверх, сделать хлопок и поймать. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед (если мяч не упал). Если мяч падает, ребенок возвращается к центральной линии и снова начинает выполнять упражнения.
Каждый ребенок должен дойти до финиша (флажок). Расстояние от линии до финиша — 5—8 м.

Кто дальше бросит мяч

Дети встают у линии и бросают мяч о стену, ловят его и делают один шаг назад. Постепенно отступая от линии, бросают и ловят мяч. Выигрывает тот, кто ни разу не уронит мяч и будет находиться дальше всех от линии.

Оттолкни и поймай мяч

Дети делятся на пары, у каждой пары свой мяч. Один ребенок сидит на корточках, второй стоит на расстоянии 3—3,5 м от него. Сидящий отталкивает мяч руками стоящему, быстро встает, поворачивается кругом, ловит брошенный ему партнером мяч, снова принимает исходное положение.
Игра повторяется 4—6 раз. После этого дети меняются ролями.

Поймай мяч

Двое детей стоят на расстоянии 3—4 м друг от друга и перебрасывают мяч разными способами. Третий ребенок находится между ними и старается поймать летящий над ним мяч. Если он поймал мяч, то становится на место ребенка, бросившего мяч, а тот, в свою очередь, занимает его место.

Оттолкни мяч от себя

Дети садятся на корточки в круг, лицом к центру, и перекатывают друг другу мяч внутри круга. Каждый, к кому докатился мяч, старается как можно быстрее оттолкнуть его от себя рукой, не допуская к ногам. Осаленный ребенок (мяч попал в ноги) быстро поворачивается спиной к кругу. Игра продолжается до тех пор, пока останется «неосаленным» один ребенок.

Проведи мяч

Дети становятся у шнура, у каждого в руке мяч. По сигналу воспитателя «Начали!» все они ведут мячи ногами с продвижением вперед. Кто из детей быстрее дойдет до финиша (флажок, кегля), тот получает очко. Затем дети ведут мяч в обратную сторону.Игра повторяется 5—6 раз. Побеждает тот ребенок, который набрал больше очков.

Задержи мяч

Дети образуют круг, в середине его стоит водящий с мячом. Водящий по очереди прокатывает мяч ногой каждому из стоящих по кругу. Тот, в свою очередь, должен быстро оттолкнуть его (несильно) ногой водящему.

Не давай мяч

Дети размещаются в произвольном порядке и перебрасывают друг другу мяч. Водящий старается завладеть мячом, перемещаясь по площадке (залу). Поймав мяч, водящий, не сходя с места, быстро бросает его в любого игрока. Ребенок, в которого попали, становится водящим, а прежний водящий встает на его место. Побеждают те дети, которые были меньшее число раз в роли водящего.

Поймай обруч (юла)

Ребенок ставит обруч ободом на пол, сверху придерживая его рукой. Резким быстрым движением он раскручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси (как юлу), затем быстро отпускает руку, дает обручу покрутиться и ловит его. Выигрывает тот, кто ни разу не уронит обруч.

Кто дальше прокатит обруч

Дети стоят в шеренге вдоль линии на расстоянии одного шага друг от друга. По сигналу воспитателя каждый отталкивает свой обруч, догоняет его, снова отталкивает, стараясь прокатить как можно дальше и не уронить. Если обруч падает, ребенок быстро ловит егои останавливается. Выигрывает тот, кто оказывается дальше всех от линии.

Кто быстрее (с обручем)

На полу разложено несколько обручей в произвольном порядке. Дети прыгают, бегают вокруг них, по первому сигналу воспитателя быстро берут любой обруч и выполняют произвольные движения (пролезание через него, прокатывание его по полу и т. д.). По второму сигналу дети быстро впрыгивают в обруч и приседают.

Не теряй домик (с обручем)

На полу по большому кругу разложены обручи. Каждый ребенок стоит в своем обруче (домике). По первому сигналу воспитателя дети быстро выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время воспитатель убирает один обруч. По второму сигналу дети выполняют в определенной последовательности задания: ходьба приставным шагом по кругу» в одну и в другую сторону, учащенная ходьба со сменой положения рук (на поясе, вверх, в стороны), спокойная ходьба в полуприседе, на пятках, на носках и т. д. На слова воспитателя «Все в домик»! дети быстро должны занять любой обруч. Кто не успел это сделать, выбывает из игры. Игра повторяется снова.

«Цапля»

Обручи (7—10 штук) разложены по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Дети прыгают друг за другом из одного обруча в другой на одной ноге (прямо, боком, спиной). Выигрывает тот, кто дольше всех продержался на одной ноге.

Поскорее пролезай (с обручем)

Дети стоят в две колонны (два звена). Перед каждой колонной разложены один за другим три обруча (на расстоянии 2—3 м от детей). Расстояние между обручами — 40—50 см. По сигналу воспитателя «Бегом!» двое впереди стоящих детей бегут по направлению к обручам, быстро берут его двумя руками, поднимают над головой, пролезают через него, кладут на место,
выпрямляются и выпрыгивают из обруча. Затем прыгают на одной ноге до второго обруча, берут его, крутят как юлу (2—3 раза), быстро ловят и кладут на место. Прыгают на одной ноге до третьего обруча, берут его, прыгают с ним, как со скакалкой, до финиша (флажка), бегом возвращаются и становятся в конец своей колонны. Побеждает та команда, которая первая выполнит задание.

Догнать соперника

Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на противоположных сторонах зала (площадки). По сигналу воспитателя играющие выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии площадки, учащенная ходьба, бег (2,5—3 мин.). Игроки команд стараются догнать соперников, кому это удастся, побеждает.

Я — впереди

Дети стоят в колонне друг за другом. Перед ними полоса препятствий (набивные мячи, кегли, дуги разных размеров, гимнастические скамейки, обручи). По сигналу воспитателя дети бегут за ведущим (первый в колонне), преодолевая полосу препятствий: обегают набивные мячи, подлезают под дуги, пробегают по скамейкам, пролезают через обручи. Затем ведущим становится ребенок, стоящий за ним, а прежний встает в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли ведущего.

Дошколята

Все дети встают у линии. Ребенок-водящий находится посредине зала (площадки). Дети вместе с воспитателем говорят:
Мы ребята-дошколята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
После этих слов дети быстро бегут на противоположную сторону. Водящий старается осалить как можно больше детей. Те, которых коснулся водящий, останавливаются, держа руки в сторонны. Игра повторяется снова, во время пробежки дети стараются выручить осаленного ребенка, дотронувшись до него, тогда тот снова играет со всеми.
После повторения игры (2—3 раза) назначают нового водящего.

За ведущим

Дети стоят в колонне. По всему залу (зигзагообразно) расставлены кегли. Дети бегут за ведущим, стараясь не задеть кегли. Тот ребенок, который задел кеглю, становится в конце колонны. Если кеглю задел ведущий, то воспитатель назначает нового.Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли ведущего.

Прыгни и повернись

Дети выполняют 5—7 прыжков на месте, по сигналу воспитателя резко делают поворот на 360°.

Удочка

Дети стоят по кругу. В центру круга находится воспитатель, которыми вращает веревку по полу вокруг себя. Дети перепрыгивают через веревку, стараясь не коснуться ее. Тот ребенок, которого коснулась веревка, выбывает из игры.
Выигрывают те, кого веревка не коснулась.

Кто быстрее

Дети в двух колоннах стоят у стены. У каждого ребенка по две палки. Одну он держит в руках, другую кладет на пол перед собой. По сигналу воспитателя «Начали!» каждый перепрыгивает через палку, лежащую на полу, опускат на пол перед собой палку, которую он держит в руке, и берет палку, через которую перепрыгнул, снова перепрыгивает через палку. Каждый ребенок должен таким способом добраться до противоположной стены.
Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Игры-упражнения на развитие внимания

Будь внимательным

Дети стоят в колонне друг за другом. У каждого ребенка в руках флажок. По первому сигналу воспитателя дети бегут по
залу, обегая разные предметы, по второму сигналу перепрыгивают через предметы. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, ребенок поднимает флажок, не прекращая бега, и опускает флажок; затем воспитатель называет имя другого ребенка, который, в свою очередь, поднимает флажок.

У кого больше

По всему залу разложены разные предметы (кегли, кубики, мячи, обручи). Дети бегают врассыпную по залу, не задевая предметы и не наталкиваясь друг на друга. По сигналу воспитателя быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.

Вариант 1. Собрать как можно больше любых предметов.
Вариант 2. Собрать как можно больше кубиков любого цвета.
Вариант 3. Собрать как можно больше кубиков одного цвета.
Вариант 4. Собрать как можно больше кубиков (тройками, парами, по цвету).

Поверни

Дети бегут друг за другом, подпрыгивая. Дойдя до условленного места (кегля), ведущий поворачивается и ведет колонну в обратном направлении.

Не ошибись

По кругу расставлены цветные кегли. За ними встают дети. По команде воспитателя дети ходят, прыгают, бегают. По сигналу «Кегля!» каждый должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто первым сделает это правильно.

«Змейка»

По залу (зигзагообразно) разложены набивные мячи на расстоянии 50 см один от другого. Дети строятся в колонне друг за другом и по сигналу воспитателя идут, бегут «змейкой», обходя или обегая каждый мяч, стараясь не задеть. Выигрывает тот, кто все правильно сделает.

Найди свой кубик

На полу разложено несколько обручей (7—12). В каждом обруче стоит ребенок и лежит цветной кубик. По команде воспитателя дети разбегаются по всему залу. По сигналу «Стоп!» быстро останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель в это время меняет кубики местами. По сигналу «Старт!» дети открывают глаза и каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в него, пролезть через него и поднять обруч вверх.Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Слушай сигнал

Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу воспитателя быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друга. При повторном сигнале (свистке) снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

«Воротики»

Дети распределяются на пары, каждая пара идет друг за другом, не держась за руки. По сигналу «Воротики!» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх. Последняя пара опускает руки, пробегает под образовавшимися «воротиками» и становится впереди всех. Дети опускают руки вниз и продолжают ходьбу до следующего сигнала воспитателя.

Быстро по местам

Дети стоят в колонне по одному. По команде воспитателя «На прогулку!» разбегаются по всему залу, берут любые пособия и выполняют с ними произвольные движения. По команде «Быстро по местам!» кладут пособия на то место, где они находились, и возвращаются на свое место в колонну.Проигрывает тот, кто занял свое место последним в колонне.

Стоп

Дети бегают врассыпную по всему залу (2—3 мин.). На сигнал «Стоп!» останавливаются, делают какую-нибудь фигуру («лыжник», «пловец»).Дети вместе выбирают лучшую фигуру, и игра повторяется снова.

Кто скорее перенесет все предметы

По всему залу разложены обручи (по количеству играющих), в которых расположено одинаковое количество предметов (прыгалки, мячи), и один большой запасной обруч, равноудаленный от всех других обручей. Каждый ребенок стоит у своего обруча. По команде «Начали!» играющий должен взять из своего обруча один предмет, отнести его в запасной обруч, проделывая с предметом разнообразные упражнения. Дойдя до запасного обруча, ребенок кладет предмет, быстро бежит за другим предметом к своему обручу. И так до тех пор, пока все предметы не будут перенесены.
Выигрывает тот, кто скорее перенесет все свои предметы и четко выполнит
все упражнения.

Все к своим флажкам

Дети образуют небольшие кружки (по 3—5 чел.). В центре каждого кружка находится цветной флажок. По первому сигналу воспитателя дети разбегаются по всему залу. По второму сигналу останавливаются, приседают и закрывают глаза, а воспитатель меняет флажки местами. На слова «Все к своим флажкам» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета и вновь образуют круг.
Побеждает та группа, которая построилась в круг первой.

Меняйтесь местами

В центре зала кладется длинный шнур. Дети распределяются на две команды. Каждая занимает свою половину площадки. По сигналу воспитателя «Беги!» все дети врассыпную бегают на своей площадке. По сигналу «Меняйтесь!» команды меняются местами (бегом).
Та команда, которая первой в полном составе перебежит на другую сторону, выигрывает.

Круговорот

Дети идут в колонне парами умеренным шагом. По сигналу воспитателя последняя пара разбивается: один идет слева, второй — справа от колонны. Они обгоняют всех и встают впереди колонны. Игра продолжается.

Иголка и ниточка

Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всего зала, воспитатель останавливает детей, предлагает им поднять вверх сцепленые руки, образуя ряд ворот. Воспитатель ведет цепочку в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди одного справа, а другого — слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под «воротиками», ребенок, поднимавший руки для образовнаия ворот, переворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой.

Игры-упражнения на развитие координации, ловкости и точности выполнения движений

Не теряй равновесия

Дети стоят лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук, стопы ног сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый ребенок поочередно ударяет одной или обеими ладонями по ладоням стоящего напротив. Можно уклониться от удара, неожиданно разводя руки. Тот, кто сдвинулся с места, проигрывает.

Петушиный бой

Дети встают друг против друга на одной ноге, вторую держат согнутой,руки на груди. Прыгая на одной ноге, каждый старается плечом толкнуть своего противника, заставить его потерять равновесие и опустить вторую ногу.
Проигрывает тот, кто коснулся ногой пола.

От пола на ракетку

Дети парами встают друг против друга на расстоянии 2—4 шагов. У одного ребенка в руках теннисный мяч; у другого — ракетка. Ребенок бросает мяч об пол так, чтобы он, ударившись, отскочил от пола. Другой ребенок должен поймать мяч ракеткой и удержать.

Поймай мяч в воздухе

Воспитатель бросает теннисный мяч на ракетку ребенка (с высоты 20— 30 см). Ребенок должен поймать мяч и удержать на ракетке. Далее дети играют в паре аналогичным способом.

Мяч в кругу

Дети сидят по кругу на корточках; воспитатель стоит в центре круга и прокатывает мяч каждому ребенку по очереди. Ребенок ловит мяч, быстро хлопает в ладоши 2—3 раза и отсылает его обратно воспитателю.

Прокати мяч с горки

Дети стоят в колонне (по одному) перед наклонным бумом. Каждый ребенок скатывает мяч, быстро бежит за ним, берет в руки, передает следующему, становится в конец колонны.

Догони мяч

Из двух параллельно расположенных длинных шнуров делают коридор (ширина — 30 см, длина — 4—5 м). Дети стоят в колонне друг за другом, прокатывают мяч по коридору, бегут за ним, стараясь догнать его, не давая ему выкатиться из коридора.

Веселей играй, но мяч не теряй

Дети выполняют произвольные движения с мячом. По сигналу воспитателя дети должны быстро поднять мяч вверх, затем ударить им об пол (2—3 раза) и провести через «воротики» (дуги).

Заведи мяч в «воротики»

Дети строятся в две колонны у намеченной черты. Каждый ребенок плавно ведет мяч правой ногой, затем левой, проводит мяч через «воротики» (дуги разных размеров), сам пролезает под «воротиками», добегает до мяча, вновь ведет его до черты, передает мяч впереди стоящему, а сам встает в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят упражнение.

Перекати мяч

Дети сидят на полу друг против друга (ноги в стороны, руки сзади в упоре), потом с помощью рук передвигаются вперед. Ребенок из одной колонны перекатывает мяч напротив сидящему, а затем быстро встает, идет в конец своей колонны и садится на пол. Ребенок из другой колонны, поймав мяч, перекатывает его напротив сидящему, а затем так же идет в конец своей колонны.



 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz