"Семья и школа" № 3-1997г
Елена Владимировна Рылеева, психолог, педагог
Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит
ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг
родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных
практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию.
И забывается простая истина: образование может сделать ребенка
умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное
общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку,
которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но
и позволит ему занять достойное место среди одноклассников,
чувствовать себя в школе комфортно.
1.
Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях
своего прошлого
Начало школьной жизни — большое испытание для
маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось
теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым
опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный
фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов
семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека
сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории
из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу
ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку
овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос:
«Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь,
что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний
адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка
содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от
того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете
сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее
подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет
свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется
на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых
так.
4. Не пугайте ребенка
трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем
блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться
утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить
детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...»,
«Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых
случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия
всегда плачевны.
В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла
вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться
в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть
для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений
Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми.
Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь
организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие
в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения
своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если
в программе торжества найдется место для совместных игр детей
и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на
вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями
с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка
правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно
отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться
с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного
измените правила игры. Пусть победителем считается только
первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры
успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой.
После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись
к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность
игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка
— зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны
войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями
этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между
членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не
слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы.
Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит
и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку
обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке
так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно
относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать
о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите
ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий
раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует
спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет
очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка
к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно,
тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду,
застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики
могут справиться только с большими пуговицами и молниями.)
Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи
и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не
накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько
вечеров.
10. Научите ребенка
самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает
в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком
о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает
себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую
погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на
выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться
с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать
полезным каждое мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный
пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития
внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить
в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и
буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше
не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить
на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа
положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить
полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание
ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте
их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать
и удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые весенние цветы
и краски осеннего леса.
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное,
потом самое высокое...
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
Учите ребенка чувствовать.
Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни,
и его любознательность перерастет в радость учения.
|