"Семья и школа" №3-1997 г
ЕЛЕНА ВРОНО
Часто на консультации у психотерапевта выясняется:
проблемы, по поводу которых обращаются родители подростков,
на самом деле появились значительно раньше — когда ребенок
только пошел в школу. А в ней начались: новая, непривычная
жизнь, жесткий режим, обязан ности, а главное, новые взаимоотноше
ния, не всегда искренние и справедливые и ох как часто — недоброжелательные.
Все это в сочетании с легко возникающим переутомлением нередко
приводит к психическим нарушениям. И распознать первые их
признаки крайне важно.
Нужно при этом не забывать: шести-cемилетний
ребенок, как правило, не умеет еще выразить свои переживания,
найти cлова, чтобы описать тягостные свои ощущения. Пусть
он и не жалуется на страх и тревогу, не говорит о своем подавленном
настроении — об этой опас ности сигнализируют изменения в
его поведении.
Ребенок возвращается из школы небычно тихий
и вялый. Или, наоборот, он так возбужден, взвинчен, как будто
бы в нем отпустили пружину, туго сжаую в течение нескольких
часов пребывания в школе.
Обыкновенно очень разговорчивый и даже болтливый, ваш малыш
помалкиват о том, что там происходит; ни о ком и ни о чем
не говорит плохо — просто не хочет говорить.
Прежде весьма крепкий ребенок регуярно жалуется на плохое
самочувствие: у него болит голова, а чаще — живот. И при этом,
как правило, по утрам. Ислючительно в будние дни; в субботу
же наступает заметное облегчение.
Давно уже и днем и ночью опрятный, ребенок приходит из школы
с влажными трусиками, вдруг мочит постель ночью.
Появляются сначала еле заметные, но постепенно усиливающиеся
непроизвольые движения: ребенок смаргивает, как будто в глаз
попала соринка, морщит брови, хмурит лоб, шмыгает носом, покашливает,
пожимает плечами, стучит пальцами по любой поверхности, вертит
в руках мелкие предметы, рвет в клочки всякую бумажку, оказавшуюся
под ру кой.
Появляются запинки в речи — не то чтобы прямо заикание, но
какие-то помехи.
Если вы заметили что-то похожее — прежде всего
не пугайтесь и не сердиесь. Не торопитесь объявить малыша
хитрецом, симулянтом и прогульщиком, не стыдите его, что он
«такой большой, а мокрый», не одергивайте его и не требуйте
прекратить шмыгать носом и моргать, не донимайте расспросами
и не обвиняйте в скрытности. Но не пропусите тревожные симптомы
и обсудите их с врачом — когда расстройства уже появились,
требуются специальные меры.
Причиной таких расстройств, как праило, оказывается
психологический дискомфорт в школе, эмоциональные и прочие
перегрузки. Школьный невроз — это заболевание, крайние проявления
котоого приводят к полному отказу ребенка от школы, формированию
тяжелых страов и навязчивостей; они трудно лечатся и нарушают
развитие ребенка.
Быть может, мы сумеем оградить его от ненужного
напряжения, если назовем своими именами то, что ему предстоит
в школе, и сами выпутаемся из сети страхов и обманов, в которых
воспитывали нас, «советских детей».
Обман
№ 1. Школа — это твоя семья.
Семья для ребенка — единственная в жизни. Семья
вашего ребенка — вы. Не отдавайте чужим людям свое сокровенное,
не перекладывайте на них своей ответственности. Ведь школа
по вашим
законам жить не станет; да и вы, быть может, не во всем с
ней согласитесь. Как же быть ребенку? Любое раздвоение нарушает
цельность мира, особенно — мира маленького ребенка. Что же
такое школа, если она не семья? Работа. И хорошо, если работа
— любимая и интересная; а ведь может быть скучная и постылая.
Однако — необходимая. Нужно терпеть; терпеть всем вместе.
Обман № 2.
Учительница — вторая мать.
Храни нас, Господи, от учительниц матерей и
от начальников-отцов. Это, как правило, маска тех, кто стремится
полностью подчинить нас себе. Учительница, вошедшая в роль
матери, теряет чувство реальности, она признает за собой право
контролировать вашего ребенка во всем, а с ним — и вас. Она
не довольствуется местом возле вас, она старается — и нередко
вполне успешно — занять ваше место, А чего стоит «доверительность»,
с которой вам звонят из школы и сообщают: у вашего ребенка
нашли в ранце сигареты или что-нибудь не менее недозволенное?
И просят «принять меры»... Назовем вещи своими именами: сначала
вашего ребенка обыскали, а потом на него донесли. Уясните
себе: это именно донос. И реагируйте — соответственно.
Очень часто мы не решаемся взять сторону ребенка
и объясниться с учитеями, потому что не освободились еще от
собственного, детского страха перед ними. Мы думаем; если
я буду споить — отыграются на моем же ребенке.
Но ведь мы, «советские дети», испытывали страх перед школой
именно оттого, что наши родители верили обману № 1 и обману
№ 2. И отдавали нас в полную власть чужим людям...
Попробуем же выпутаться из этих залуждений.
Школа, даже самая замечаельная,— это всего лишь служба.
|