Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

Технология развития памяти


ЖУРНАЛ "ОБРУЧ" 3-1999

Ирина БОДРОВА
преподаватель-методист образовательного центра «Гармония», г. Санкт-Петербург

Во многих письмах, дорогие читатели, вы обращаетесь с просьбой рассказать о практическом опыте и методических разработках, создаваемых «на местах» по теме. которая рассматривается вами как олна из наиболее сложных в педагогическом арсенале — МНЕМОТЕХНИКА. Надеемся, что материалы, предложенные сотрудниками центра «Гармония», окажут практическую помощь в вашей работе.

МНЕМОТЕХНИКА — ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

Задачи
Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений... На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Эффективны следующие методы:
• метод «крокирования» (от франц. croquis — чертеж, схема, набросок);
• метод, использующий образное мышление (эйдетизм);
• метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
• метод трансформации (превращения);
• метод Цицерона;
• метод опор.

В-третьих, наша задача — научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.

Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.

Когда начинать заниматься мнемотехникой
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас.

Как заниматься?
Предлагаем вашему вниманию наш опыт организации занятий.
Шаг1.Необходимо провести тестирование зрительной и слуховой памяти, а также внимания детей (варианты тестирования даются в курсе «Методика мнемотехники»). Результаты фиксируются.
Шаг2.На основании результатов тестирования составляется целевой перспективный план (на 10-12 опорных занятий).


Структура занятий

1-е занятие
1. Игра «Фотоаппараты» — на развитие внимания. (Детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.)
2. Упражнение «Рисуем слова» — подготовка к методу крокирования.
3. Игра «Кукловоды», активизирующая двигательную память. (Подробное описание игры см. ниже.)
4. Игра «Объяснялки», развивающая фантазию. (См. телепередачу «Устами младенца». Суть ее в том, чтобы по краткому описанию определить, о чем речь.)
5Упражнение, активизирую-«двуполушарную» деятельность мозга (двумя руками синхронно рисовать различные геометрические фигурки).

2-е занятие
1. Игра «Опиши соседа», развивающая внимание (припоминать нужно с закрытыми глазами).
2. Обучение методу ассоциативных цепочек (метод «чепухи»), использовать мнемотаблички из 16 картинок.
3. Упражнение «Прятки» на развитие тактильного восприятия (используются 10-12 тактильных дощечек; подробное описание упражнения см. ниже).
4. Игра «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»).

3-е занятие
1. Упражнение «Волшебный круг«, вырабатывающее навык сосредоточения. (Подробное описание упражнения см. ниже.)
2. Развиваем фантазию — «На что похожа цифра?»
3. Закрепление метода «чепухи» в процессе восприятия слуховой информации. (Произносится произвольный ряд из 15 и более слов.)
4. Игра со спичками «Не урони» — на развитие мелкой моторики. (Подробное описание игры см. ниже.)
5. Тренинг метода «чепухи» на любом коллаже.

4-е занятие
1. Игра «Слухачи», активизирующая способность управлять слуховым вниманием. (Подробное описание игры см. ниже.)
2. Развиваем фантазию и внимание — игра «Сделай, как я!» (Подробное описание игры см. ниже.)
3, Пантомима «Мишки в лесу», стимулирующая образное мышление (эйдетику).
4. Знакомство детей с коллекцией запахов. Используются 20 флаконов с травами (в дальнейшем «запахи» служат пособием для совершенствования обоняния и для формирования навыков запоминания любой информации).
5. Упражнение на разработку сложнокоординированных движений — одновременное вращение рук в противоположных направлениях и т. д.

ОЛИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИГР

Игра «Кукловоды»

Цель игры: активизировать двигательную память ребенка.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель-«кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — «кукловод», другой — «кукла».
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

Игра «Прятки» (с тактильными дощечками)
Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.
Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощу-пывания», затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку.


Игра со спичками на развитие мелкой моторики «Не урони!»

Ход игры: Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить.
Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок.
Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.)
Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна спичка (4 + 1 = 5 спичек) и т. д. Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.

 

Игра «Волшебный круг»

Цель: развивать навык сосредоточения.
Воспитатель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге звездочку («по-025 см старайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку...») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку... и, наконец, в точку.

Игра «Слухачи»
Цель: та же, развивать навык сосредоточения.
Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в групповой комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая группу), затем — на звуки на территории детского сада (вне здания), затем — на звуки на дороге...
По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.

Игра «Сделай, как я!» (со спичками)
Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание. На курсах по методике мнемотехники мы знакомим слушателей с 80 играми и оригинальными упражнениями для развития памяти и мышления.

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Шаг III.


Имеет смысл проводить занятия в виде сюжетных композиций, а сюжеты записывать, создавая банк идей, который не раз еще может пригодиться.
Например: после просмотра мультсериала о мишках Гамми может возникнуть такой сюжет:
«Ребята, в нашей группе сегодня ночью, кажется, кто-то побывал и даже забыл свою необычную книгу. Ой, да ведь это знаменитая книга мишек Гамми! Посмотрите, какие интересные в ней значки. Что бы они значили? Давайте попробуем разобраться. Наверное, это волшебный рецепт бабушки Гамми (Рис. 1). А вот еще что-то написано (Рис.2).

И это тоже, оказывается, нетрудно прочитать. Может быть, и нам попробовать так же записывать что-нибудь. Давайте попробуем (учимся рисовать — крокировать слова)».
(Слова, зашифрованные в кро-ках: стул, шапка, ручка, банка, звезда, переход, ключ, картина, вечер, чай, бегемот, фигурное катание, мяч, платье, улыбка, мир.)

И далее весь комплекс упражнений подчиняется сюжету о мишках Гамми. (Рис.3)

ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ Шаг IV.

Наконец, для того, чтобы был виден рост возможностей детей, а следовательно, не пропадал стимул к дальнейшей работе, стоит завести «Дневник достижений».

В дневнике не нужно ставить оценку, надо отмечать конкретное выполнение задания.

 

 



 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz