ЖУРНАЛ "ОБРУЧ"
3-1999
Ирина БОДРОВА
преподаватель-методист образовательного центра «Гармония»,
г. Санкт-Петербург
Во многих письмах, дорогие читатели, вы обращаетесь с просьбой
рассказать о практическом опыте и методических разработках,
создаваемых «на местах» по теме. которая рассматривается вами
как олна из наиболее сложных в педагогическом арсенале — МНЕМОТЕХНИКА.
Надеемся, что материалы, предложенные сотрудниками центра
«Гармония», окажут практическую помощь в вашей работе.
МНЕМОТЕХНИКА — ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
ПАМЯТИ
Задачи
Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия:
зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений...
На занятиях должно быть использовано множество разнообразных
средств для тренинга названных чувств.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания
любой информации. Эффективны следующие методы:
• метод «крокирования» (от франц. croquis — чертеж, схема,
набросок);
• метод, использующий образное мышление (эйдетизм);
• метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
• метод трансформации (превращения);
• метод Цицерона;
• метод опор.
В-третьих, наша задача — научить детей управлять своим вниманием,
сделать его послушным.
Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих
интеллектуальное развитие ребенка.
Когда начинать заниматься мнемотехникой
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста,
но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда
у них накоплен основной словарный запас.
Как заниматься?
Предлагаем вашему вниманию наш опыт организации занятий.
Шаг1.Необходимо провести тестирование зрительной и слуховой
памяти, а также внимания детей (варианты тестирования даются
в курсе «Методика мнемотехники»). Результаты фиксируются.
Шаг2.На основании результатов тестирования составляется целевой
перспективный план (на 10-12 опорных занятий).
Структура занятий
1-е занятие
1. Игра «Фотоаппараты» — на развитие внимания. (Детям на секунду
показывается карточка с любым изображением, должны как можно
подробнее описать его.)
2. Упражнение «Рисуем слова» — подготовка к методу крокирования.
3. Игра «Кукловоды», активизирующая двигательную память. (Подробное
описание игры см. ниже.)
4. Игра «Объяснялки», развивающая фантазию. (См. телепередачу
«Устами младенца». Суть ее в том, чтобы по краткому описанию
определить, о чем речь.)
5Упражнение, активизирую-«двуполушарную» деятельность мозга
(двумя руками синхронно рисовать различные геометрические
фигурки).
2-е занятие
1. Игра «Опиши соседа», развивающая внимание (припоминать
нужно с закрытыми глазами).
2. Обучение методу ассоциативных цепочек (метод «чепухи»),
использовать мнемотаблички из 16 картинок.
3. Упражнение «Прятки» на развитие тактильного восприятия
(используются 10-12 тактильных дощечек; подробное описание
упражнения см. ниже).
4. Игра «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»).
3-е занятие
1. Упражнение «Волшебный круг«, вырабатывающее навык сосредоточения.
(Подробное описание упражнения см. ниже.)
2. Развиваем фантазию — «На что похожа цифра?»
3. Закрепление метода «чепухи» в процессе восприятия слуховой
информации. (Произносится произвольный ряд из 15 и более слов.)
4. Игра со спичками «Не урони» — на развитие мелкой моторики.
(Подробное описание игры см. ниже.)
5. Тренинг метода «чепухи» на любом коллаже.
4-е занятие
1. Игра «Слухачи», активизирующая способность управлять
слуховым вниманием. (Подробное описание игры см. ниже.)
2. Развиваем фантазию и внимание — игра «Сделай, как я!» (Подробное
описание игры см. ниже.)
3, Пантомима «Мишки в лесу», стимулирующая образное мышление
(эйдетику).
4. Знакомство детей с коллекцией запахов. Используются 20
флаконов с травами (в дальнейшем «запахи» служат пособием
для совершенствования обоняния и для формирования навыков
запоминания любой информации).
5. Упражнение на разработку сложнокоординированных движений
— одновременное вращение рук в противоположных направлениях
и т. д.
ОЛИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИГР
Игра «Кукловоды»
Цель игры: активизировать двигательную память ребенка.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель-«кукловод» завязывает глаза ребенку
и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за
плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот
направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и
т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти
исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая
свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один
— «кукловод», другой — «кукла».
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая
продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных
упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть,
сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
Игра «Прятки» (с тактильными дощечками)
Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.
Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для
«ощу-пывания», затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек
за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен
найти, узнать свою дощечку.
Игра
со спичками на развитие мелкой моторики «Не урони!»
Ход игры: Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку
ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу.
Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой
руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить.
Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает
спички на другой коробок.
Если справился, то пробует проделать то же средним и большим
пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим,
мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать
сначала.)
Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще
одна спичка (4 + 1 = 5 спичек) и т. д. Обычно дети удерживают
максимум 8 спичек.
Игра
«Волшебный круг»
Цель: развивать навык сосредоточения.
Воспитатель предлагает детям направить «лучик своего внимания»
на нарисованную в круге звездочку («по-025 см старайтесь не
отвлекаться, смотрите только на звездочку...») и удерживает
их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит
«лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик..,
затем на палочку... и, наконец, в точку.
Игра «Слухачи»
Цель: та же, развивать навык сосредоточения.
Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только
в групповой комнате, затем переключить слуховое внимание на
звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая группу), затем
— на звуки на территории детского сада (вне здания), затем
— на звуки на дороге...
По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить
с детьми все услышанные ими звуки.
Игра «Сделай, как я!» (со спичками)
Цель: увеличить объем внимания (результат достигается
путем многократного повторения вариантов игры).
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек.
Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию,
затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру
по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении
условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание. На курсах по методике мнемотехники мы знакомим
слушателей с 80 играми и оригинальными упражнениями для развития
памяти и мышления.
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Шаг III.
Имеет смысл проводить занятия в виде сюжетных композиций,
а сюжеты записывать, создавая банк идей, который не раз еще
может пригодиться.
Например: после просмотра мультсериала о мишках Гамми может
возникнуть такой сюжет:
«Ребята, в нашей группе сегодня ночью, кажется, кто-то побывал
и даже забыл свою необычную книгу. Ой, да ведь это знаменитая
книга мишек Гамми! Посмотрите, какие интересные в ней значки.
Что бы они значили? Давайте попробуем разобраться. Наверное,
это волшебный рецепт бабушки Гамми (Рис. 1). А вот еще что-то
написано (Рис.2).
И это тоже, оказывается, нетрудно прочитать. Может быть,
и нам попробовать так же записывать что-нибудь. Давайте попробуем
(учимся рисовать — крокировать слова)».
(Слова, зашифрованные в кро-ках: стул, шапка, ручка, банка,
звезда, переход, ключ, картина, вечер, чай, бегемот, фигурное
катание, мяч, платье, улыбка, мир.)
И далее весь комплекс упражнений подчиняется сюжету о мишках
Гамми. (Рис.3)
ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ Шаг IV.
Наконец, для того, чтобы был виден рост возможностей детей,
а следовательно, не пропадал стимул к дальнейшей работе, стоит
завести «Дневник достижений».
В дневнике не нужно ставить оценку, надо отмечать конкретное
выполнение задания.
|