КАК ЗАПИШЕШЬ, ТАК И УСЛЫШИШЬ
(Старший дошкольный возраст)
Л. Стрельцова, кандидат педагогических наук,
Н. Тамарченко, доктор филологических наук
Дошкольное воспитание.— 1996.— № 2,6
От редакции. В 1995 году (см.: Дошкольное воспитание. — №
4—6, 8) мы знакомили читателей с исследованием Л. Стрельцовой
и Н. Тачарченко «Скажи и сыграй», цель которого — научить
детей воспринимать зрительно и воспроизводить в речи, иллюстрациях
и ролевой игре текст художественного произведения. В этом
году мы продолжим публикацию. На этот
раз ставится иная задача. Вот что говорят авторы:
Исследование «От буквы — к звуку, от слова — к истории» знакомит
начинающих читателей с тем, как графически изображается художественный
текст и какой смысл имеет в каждом конкретном случае та или
иная запись, например выделенная буква или слово, сочетание
коротких и длинных строчек, различные повторы и пр. Для этих
целей мы специально подбирали произведения детской игровой
поэзии и прозы, в которых сами авторы обращают внимание юных
читателей-дошкольников на рифмы, ритмы, звукопись, смысловые
обыгрывания.
Задания к стихотворениям и прозаическим текстам составлены
так, чтобы дети научились их сравнивать, самостоятельно видеть
и слышать, как они устроены. Стихотворения собраны в небольшие
разделы — главки — не по тематическому признаку ( т. е. о
чем написано), а формально (т. е. как написано, какую формальную
единицу в стихе выделил автор).
В случае, если дети еще не умеют читать, все тексты они могут
воспринимать на слух. Педагог, читая как, как написано, голосом,
интонацией выделяет отмеченную особой графикой часть стиха
и просит детей подумать, зачем он так читает и что изменится,
если он прочтет по-другому. Придумывая с детьми разные варианты
произнесения одних и тех же строчек и следя за изменением
их смысла, воспитатель постепенно переходит к записи текста
в соответствии с прочтением, а затем
предложит разглядеть детям то, что получилось: какой высоты
буквы, какого они цвета, какой длины слово и т. д.
Отсюда детям один шаг до самостоятельного чтения. Задача одна:
не торопиться, читать медленно.
1. Буква, звук, история
Тим Собакин
Как ловкий бегемот
гонялся за нахальной мухой
в тесной комнате, где было
много стеклянной посуды
(НЕМНОЖКО НЕобычное НЕстихотворение)
ж
жжжжжжжжжжж
жжжжж
жжжжжжжжжжжж
БАЦ!
жжжж
ж...ж...
жжжжжжжжжжжжжжжжжж
БАЦ! БАЦ!
жжжжжж
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ...
жжжжжж
ТОП.
жжжж
ТОП-ТОП.
жжжжжжжжж
ТОП-ТОП-ТОП.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжж
ШЛЕП!
ШМЯК.
И стало тихо.
Воспитатель. Прочитайте (прослушайте), как записано. Расскажите,
что здесь происходит: что делает муха, что делает бегемот
и чем все заканчивается. Объясните, как удалось обо всем догадаться.
***
Воспитатель. Прочтите (прослушайте) стихотворение и подумайте,
что такое «бум-бум». Это бой барабана, удары колокола или
что-то другое?
Людвиг Ежи Кери
Театр
Чудная роль!
Бум-бум!
Зрители, где вы?
Чур, я король!
Бум-бум!
Ты — королева!
Эй, господа!
Бум-бум!
Бейте поклоны!
Стулья сюда —
Бум-бум!
Сделаем троны!
Мы объявляем —
Бум-бум! —
Наше решенье:
Нынче желаем —
Бум-бум! —
К чаю варенье!
Перевод А. Эппеля
Воспитатель. Если сможете, придумайте продолжение. Попробуйте
раэыграть сценку на тему этого стихотворения.
* * *
Воспитатель. Рассмотрите (послушайте) текст стихотворения.
Допишите недостающие в нем строчки. Какие
звуки вы слышите?
Григоре Виеру
Ежик и барабан
С барабаном ходит ежик,
_ ______!
Целый день играет ежик,
_ ______!
С барабаном за плечами,
_ ______!
Ежик в сад забрел случайно,
_ ______!
Очень яблоки любил он,
_ ______!
Барабан в саду забыл он,
_ ______!
Ночью яблоки срывались,
_ ______!
И удары раздавались,
_ ______!
Зайцы здорово струхнули,
_ ______!
Глаз до зорьки не сомкнули.
_ ______!
Воспитатель. Автор услышал «бум-бум». А вы? В чем разница
между вашим вариантом и авторским?
***
Воспитатель. Внимательно прочитайте (прослушайте) стихотворение.
Придумайте пропущенные слова-звукоподражания и поставьте вместо
черточек.
Лев Квитко
Ручеек
Ручеек-журчалочка,
_ ______!
Завертелась палочка —
_ ______!
Козочка копытцами
_ ______!
Хорошо напиться бы!
_ ______!
Окунула мордочку —
_ ______!
А пастух на жердочку
_ ______!
У него есть дудочка,
_ ______!
Дудочка-погудочка,
_ ______!
И запела дудочка —
_ ______!
Дудочка-погудочка!
_ ______!
Все вороны каркают
_ ______!
А лягушки квакают —
_ ______!
Ручеек-журчалочка —
_ ______!
Где же теперь палочка?
_ ______!
Перевод Е. Благининой
Воспитатель. Теперь проверьте, что получилось. Посмотрите
внимательно на слова, которые нужно вставить (учтите, что
мы перепутали их порядок):
Брык-брык! Туп-туп! Ой-ой! Пой- пой! Ква-ква! Триль-трюль!
Прыг- прьи! Триль-трюль! Кра-кра! Хлюп- хлюп! Тирль-тюрль!
Стой-стой! Пой- пой! Буль-буль!
Воспитатель. Как вам удалось правильно выполнить задание?
Предложите дома, папам и мамам, сделать то же самое. Если
у них возникнут трудности, объясните, какое слово пододит
к какой строчке.
***
Воспитатель. Прочитайте (послушайте) эти два стихотворения
и укажите слова-звукоподражания. Прочитайте эти слова отдельно
от текста. Теперь прочитайте стихотворения полностью.
Елена Благинина
Над сугробом — синь-синь,
Под сугробом — тень,
Капли с крыши — дзинь-дзинь,
А синицы — цвинь-цвинь,
Рван кафтанчик скинь-скинь,
Целенький надень !
Валентин Берестов
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы! Живы мы!
Воспитатель. Чем похожи эти стихотворения и чем отличаются
друг от друга? Как вы думаете, для чего нужны звукоподражания
в первом стихотворении и для чего во втором?
***
Воспитатель. Какие буквы повторяются в этом стихе чаще других?
Сколько раз? Найдите в скороговорке слово, в котором нет этих
букв.
Елена Благинина
Скороговорка
У Вари
На бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Воспитатель. Попробуйте рассказать своими словами историю
о том, как у Вари пропали варежки. Подумайте, какое было время
года? С чего вы начнете свой рассказ?
Нарисуйте диафильм по скороговорке Благининой. Сколько кадров
в диафильме? Сколько строчек в стихотворении? Чего больше
и почему?
Кто бы мог лучше «озвучить» диафильм о Варваре: попугай или
ворона?
***
Воспитатель. Попробуйте прочитать это стихотворение медленно
и четко. Затем быстро и четко. (Предложите дома так же быстро
прочитать стишок.)
Елена Благинина
Простокваши дали Клаше,
Недовольна Клаша:
— Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
— Не хочу я просто каши,
Так — без простокваши.
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаве нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А поела — встала!
«Спасибо», — сказала.
Воспитатель. Сколько в стихотворении слов, похожих по звучанию?
Найдите их. Придумайте скороговорку с этими словами.
Какие стихи напоминают вам скороговорки Елены Благининой:
считалки, дразнилки или небылицы?
***
Воспитатель. Послушайте тексты скороговорок, которые придумала
Марина Бородицкая. Она назвала стихи «Птичьи скороговорки».
Грачиная
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера!»
Галчиная
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
Воспитатель. Какие буквы повторяются в первом стихотворении?
Почему для повторов выбраны слова с такими буквами?
Обратите внимание на название второго стихотворения. Послушайте
еще раз и найдите в нем слова, в которых повторяются одна
или несколько букв из названия.
А теперь я вам прочту третью скороговорку Марины Бородицкой.
Она наывается
Синичья
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется —
Славно сегодня звенится-поется!
Воспитатель. Какая буква чаще повторяется в этом стишке:
С или Ц? Послушайте еще раз и скажите: в каких словах буква
Ц передается другии буквами?'
Э. Мошковская
Паровоз опять погудел...
Он что-то сказать
хотел...
А мы уже спать
легли...
Ему там бежать
вдали...
Он что-то гудит,
гудит...
В нем что-то болит,
болит...
Наверно, кричит он:
«У-у-у-у-у!
Я
тяну
и тяну-у-у-у!..
О-о-о-о! —
кричит паровоз, —
где ты,
электрово-о-о-о-оз?
Я жду-у-у-у! —
слышно вокруг. —
Ты замени меня,
вну-У-У-У-У^"»
Наверно, кричит он:
«О-о-о-о!
Мне уже
тяжело-о-о-о-оН!»
Наверно, кричит:
«Ну-у-у-у!
приди,
и я
отдохну-у-у-у!»
|
Воспитатель. Прочитайте стихотвоение так, как оно записано.
Покажите голосом, как гудит паровоз в ночи.
Воспитатель.
Можно нарисовать комикс или диафильм к этому стихотворению?
Если можно, то сколько в нем будет картинок? Если нельзя,
то почему?
|
Корней Чуковский
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это - ЧЕ!
Это - РЕ!
Это - ПАХА!
Это - ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»
|
Внимательно рассмотрите текст. Почему отдельные части
слов написаны большими буквами? Как вы их прочтете?
Как называется стихотворение?
|
Вадим Левин
(Из Людвига Ежи Керна)
«Уж»
Уж
Бежал
кри
вой
до-
рож-
кой,
ни
од-
ной
не
то-
пал
нож-
кой,
он бы
топ-
нул,
да
не
мог,
по-
то
му
что
был
без
ног.
|
Рассмотрите, как запиано стихотворение Вадима Левина
Запишите это стихотворение так:
2. Уж
бежал
кривой дорожкой...
Прочитайте, что у вас получилось.
Теперь запишите это стихотворение в четыре строчки
:
3. Уж бежал кривой дорожкой...
Прочитайте, что у вас получилось. Сравните три варианта
записи.
Можно ли нарисовать к этому стиховорению комикс? А
иллюстрацию?
Попробуйте!
|
РАЗМЫШЛЕНИЯ
ЧЕРЕПАХИ,
ДРЕМЛЮЩЕЙ ПОД КУСТОМ РОЗ
НЕПОДАЛЕКУ ОТ
ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ
В ПОЛУДЕННЫЙ ЧАС,
КОГДА
СОБАКА
РЫЩЕТ ВОКРУГ
И КУКУШКА КУКУЕТ
В ДАЛЬНЕМ ЛЕСУ:
С какого ни посмотришь бока — я в этом
мире одинока.
МОНОЛОГ
ЧЕРЕПАХИ,
ВНОВЬ ПОСЕТИВШЕЙ
ЧЕРЕЗ
ПОЛЧАСА
ГРЯДКУ С САЛАТОМ,
ХОТЯ ЕЙ УЖЕ ДАВНО
БЫЛО
ПОРА
ВКУШАТЬ
ПОСЛЕОБЕДЕННЫЙ СОН
НА
КЛУМБЕ СРЕДИ
ГОЛУБЫХ НЕЗАБУДОК:
Растительная пища —
Такая вкуснотища.
(перевод Г. Кружкова)
|
Рассмотрите, как запианы стихотворения Эмиля Виктора
Рью. Прочитайте их.
Как вы думаете, почему у таких коротеньких стихотворений
такие большие названия? Зачем они были так записаны?
Можно ли назвать эти стихотворенияшуткой? Смешилкой?
Сочините такое стихотворение, чтобы его название было
похоже на «Размышления черепахи, дремлющей...».
|
Самуил Маршак
Мой
Веселый
Звонкий
Мяч.
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
Там
Попал
Под колесо,
Лопнул,
Хлопнул —
Вот и все!
|
Воспитатель читает стихотвореие.
Сколько раз мяч ударился о землю, если считать по этому
стихотворению? Попробуйте, играя с мячом, прочесть стихотворение
от начала до конца.
Теперь прочитайте стихотворение по строчкам:
Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота.
Добежал до поворота.
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул — вот и все!
Что у вас получилось?
Похоже ли это стихотворение на «Мяч» С. МАРШАКА?
Чем похоже?
Чем не похоже?
Какая запись лучше?
|
Даниил Хармс
ВЕСЕЛЫЙ СТАРИЧОК
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
«Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух!
Бу-бу-бу
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!»
Раз, увидя паука,
страшно испугался,
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
«Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гуль-гуль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да буль-буль!»
А увидя стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился.
«ГЫ-ГЫ-ГЫ
ДА ГУ-ГУ-ГУ,
ГО-ГО-ГО
ДА БАХ-БАХ!
ОЙ, РЕБЯТА,
НЕ МОГУ!
ОЙ, РЕБЯТА,
АХ.АХ!»
|
Посмотрите (прочитайе), как написано.
Почему одни слова записаны маленькими, строчными буквами,
а другие — большими, прописными?
Как нужно читать такие слова?
Еще раз послушайте (перечитайте) стихотворение и подумайте,
можно ли нарисовать к нему иллюстрации?
Сколько?
К каким строчкам?
|
|