Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

Мастерская слова


КАК ЗАПИШЕШЬ, ТАК И УСЛЫШИШЬ
(Старший дошкольный возраст)

Л. Стрельцова, кандидат педагогических наук,
Н. Тамарченко, доктор филологических наук


Дошкольное воспитание.— 1996.— № 2,6

От редакции. В 1995 году (см.: Дошкольное воспитание. — № 4—6, 8) мы знакомили читателей с исследованием Л. Стрельцовой и Н. Тачарченко «Скажи и сыграй», цель которого — научить детей воспринимать зрительно и воспроизводить в речи, иллюстрациях и ролевой игре текст художественного произведения. В этом году мы продолжим публикацию. На этот
раз ставится иная задача. Вот что говорят авторы:

Исследование «От буквы — к звуку, от слова — к истории» знакомит начинающих читателей с тем, как графически изображается художественный текст и какой смысл имеет в каждом конкретном случае та или иная запись, например выделенная буква или слово, сочетание коротких и длинных строчек, различные повторы и пр. Для этих целей мы специально подбирали произведения детской игровой поэзии и прозы, в которых сами авторы обращают внимание юных читателей-дошкольников на рифмы, ритмы, звукопись, смысловые обыгрывания.

Задания к стихотворениям и прозаическим текстам составлены так, чтобы дети научились их сравнивать, самостоятельно видеть и слышать, как они устроены. Стихотворения собраны в небольшие разделы — главки — не по тематическому признаку ( т. е. о чем написано), а формально (т. е. как написано, какую формальную единицу в стихе выделил автор).

В случае, если дети еще не умеют читать, все тексты они могут воспринимать на слух. Педагог, читая как, как написано, голосом, интонацией выделяет отмеченную особой графикой часть стиха и просит детей подумать, зачем он так читает и что изменится, если он прочтет по-другому. Придумывая с детьми разные варианты произнесения одних и тех же строчек и следя за изменением их смысла, воспитатель постепенно переходит к записи текста в соответствии с прочтением, а затем
предложит разглядеть детям то, что получилось: какой высоты буквы, какого они цвета, какой длины слово и т. д.
Отсюда детям один шаг до самостоятельного чтения. Задача одна: не торопиться, читать медленно.

1. Буква, звук, история

Тим Собакин

Как ловкий бегемот
гонялся за нахальной мухой
в тесной комнате, где было
много стеклянной посуды
(НЕМНОЖКО НЕобычное НЕстихотворение)

ж
жжжжжжжжжжж
жжжжж
жжжжжжжжжжжж
БАЦ!
жжжж
ж...ж...
жжжжжжжжжжжжжжжжжж
БАЦ! БАЦ!
жжжжжж
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ...
жжжжжж
ТОП.
жжжж
ТОП-ТОП.
жжжжжжжжж
ТОП-ТОП-ТОП.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжж
ШЛЕП!
ШМЯК.
И стало тихо.

Воспитатель. Прочитайте (прослушайте), как записано. Расскажите, что здесь происходит: что делает муха, что делает бегемот и чем все заканчивается. Объясните, как удалось обо всем догадаться.


***

Воспитатель. Прочтите (прослушайте) стихотворение и подумайте, что такое «бум-бум». Это бой барабана, удары колокола или что-то другое?

Людвиг Ежи Кери

Театр

Чудная роль!
Бум-бум!
Зрители, где вы?
Чур, я король!
Бум-бум!
Ты — королева!
Эй, господа!
Бум-бум!
Бейте поклоны!
Стулья сюда —
Бум-бум!
Сделаем троны!
Мы объявляем —
Бум-бум! —
Наше решенье:
Нынче желаем —
Бум-бум! —
К чаю варенье!

Перевод А. Эппеля

Воспитатель. Если сможете, придумайте продолжение. Попробуйте раэыграть сценку на тему этого стихотворения.

* * *

Воспитатель. Рассмотрите (послушайте) текст стихотворения. Допишите недостающие в нем строчки. Какие
звуки вы слышите?

Григоре Виеру

Ежик и барабан

С барабаном ходит ежик,
_ ______!
Целый день играет ежик,
_ ______!
С барабаном за плечами,
_ ______!
Ежик в сад забрел случайно,
_ ______!
Очень яблоки любил он,
_ ______!
Барабан в саду забыл он,
_ ______!
Ночью яблоки срывались,
_ ______!
И удары раздавались,
_ ______!
Зайцы здорово струхнули,
_ ______!
Глаз до зорьки не сомкнули.
_ ______!

Воспитатель. Автор услышал «бум-бум». А вы? В чем разница между вашим вариантом и авторским?

***

Воспитатель. Внимательно прочитайте (прослушайте) стихотворение. Придумайте пропущенные слова-звукоподражания и поставьте вместо черточек.


Лев Квитко

Ручеек

Ручеек-журчалочка,
_ ______!
Завертелась палочка —
_ ______!
Козочка копытцами
_ ______!
Хорошо напиться бы!
_ ______!
Окунула мордочку —
_ ______!
А пастух на жердочку
_ ______!
У него есть дудочка,
_ ______!
Дудочка-погудочка,
_ ______!
И запела дудочка —
_ ______!
Дудочка-погудочка!
_ ______!
Все вороны каркают
_ ______!
А лягушки квакают —
_ ______!
Ручеек-журчалочка —
_ ______!
Где же теперь палочка?
_ ______!


Перевод Е. Благининой

Воспитатель. Теперь проверьте, что получилось. Посмотрите внимательно на слова, которые нужно вставить (учтите, что мы перепутали их порядок):

Брык-брык! Туп-туп! Ой-ой! Пой- пой! Ква-ква! Триль-трюль! Прыг- прьи! Триль-трюль! Кра-кра! Хлюп- хлюп! Тирль-тюрль! Стой-стой! Пой- пой! Буль-буль!

Воспитатель. Как вам удалось правильно выполнить задание? Предложите дома, папам и мамам, сделать то же самое. Если у них возникнут трудности, объясните, какое слово пододит к какой строчке.

***

Воспитатель. Прочитайте (послушайте) эти два стихотворения и укажите слова-звукоподражания. Прочитайте эти слова отдельно от текста. Теперь прочитайте стихотворения полностью.

Елена Благинина

Над сугробом — синь-синь,
Под сугробом — тень,
Капли с крыши — дзинь-дзинь,
А синицы — цвинь-цвинь,
Рван кафтанчик скинь-скинь,
Целенький надень !

Валентин Берестов

О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы! Живы мы!

Воспитатель. Чем похожи эти стихотворения и чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, для чего нужны звукоподражания в первом стихотворении и для чего во втором?


***

Воспитатель. Какие буквы повторяются в этом стихе чаще других? Сколько раз? Найдите в скороговорке слово, в котором нет этих букв.

Елена Благинина

Скороговорка

У Вари
На бульваре
Варежки пропали.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.

Воспитатель. Попробуйте рассказать своими словами историю о том, как у Вари пропали варежки. Подумайте, какое было время года? С чего вы начнете свой рассказ?

Нарисуйте диафильм по скороговорке Благининой. Сколько кадров в диафильме? Сколько строчек в стихотворении? Чего больше и почему?

Кто бы мог лучше «озвучить» диафильм о Варваре: попугай или ворона?

***

Воспитатель. Попробуйте прочитать это стихотворение медленно и четко. Затем быстро и четко. (Предложите дома так же быстро прочитать стишок.)

Елена Благинина

Простокваши дали Клаше,
Недовольна Клаша:
— Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
— Не хочу я просто каши,
Так — без простокваши.
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаве нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А поела — встала!
«Спасибо», — сказала.

Воспитатель. Сколько в стихотворении слов, похожих по звучанию? Найдите их. Придумайте скороговорку с этими словами.

Какие стихи напоминают вам скороговорки Елены Благининой: считалки, дразнилки или небылицы?


***

Воспитатель. Послушайте тексты скороговорок, которые придумала Марина Бородицкая. Она назвала стихи «Птичьи скороговорки».

Грачиная

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера!»

Галчиная

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

Воспитатель. Какие буквы повторяются в первом стихотворении? Почему для повторов выбраны слова с такими буквами?
Обратите внимание на название второго стихотворения. Послушайте еще раз и найдите в нем слова, в которых повторяются одна или несколько букв из названия.

А теперь я вам прочту третью скороговорку Марины Бородицкой. Она наывается

Синичья

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется —
Славно сегодня звенится-поется!

Воспитатель. Какая буква чаще повторяется в этом стишке: С или Ц? Послушайте еще раз и скажите: в каких словах буква Ц передается другии буквами?'

 

Э. Мошковская

Паровоз опять погудел...
Он что-то сказать
хотел...
А мы уже спать
легли...
Ему там бежать
вдали...
Он что-то гудит,
гудит...
В нем что-то болит,
болит...
Наверно, кричит он:
«У-у-у-у-у!
Я
тяну
и тяну-у-у-у!..
О-о-о-о! —
кричит паровоз, —
где ты,
электрово-о-о-о-оз?
Я жду-у-у-у! —
слышно вокруг. —
Ты замени меня,
вну-У-У-У-У^"»
Наверно, кричит он:

«О-о-о-о!
Мне уже

тяжело-о-о-о-оН!»
Наверно, кричит:
«Ну-у-у-у!
приди,
и я
отдохну-у-у-у!»

Воспитатель. Прочитайте стихотвоение так, как оно записано. Покажите голосом, как гудит паровоз в ночи.

Воспитатель.
Можно нарисовать комикс или диафильм к этому стихотворению? Если можно, то сколько в нем будет картинок? Если нельзя, то почему?


Корней Чуковский

До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это - ЧЕ!
Это - РЕ!
Это - ПАХА!
Это - ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»

Внимательно рассмотрите текст. Почему отдельные части слов написаны большими буквами? Как вы их прочтете? Как называется стихотворение?


Вадим Левин
(Из Людвига Ежи Керна)
«Уж»

Уж
Бежал
кри
вой
до-
рож-
кой,
ни
од-
ной
не
то-
пал
нож-
кой,
он бы
топ-
нул,
да
не
мог,
по-
то
му
что
был
без
ног.

Рассмотрите, как запиано стихотворение Вадима Левина

Запишите это стихотворение так:
2. Уж
бежал
кривой дорожкой...

Прочитайте, что у вас получилось.

Теперь запишите это стихотворение в четыре строчки :
3. Уж бежал кривой дорожкой...
Прочитайте, что у вас получилось. Сравните три варианта записи.

Можно ли нарисовать к этому стиховорению комикс? А иллюстрацию?
Попробуйте!


РАЗМЫШЛЕНИЯ
      ЧЕРЕПАХИ,
ДРЕМЛЮЩЕЙ ПОД КУСТОМ РОЗ
     НЕПОДАЛЕКУ ОТ
     ПЧЕЛИНОГО УЛЬЯ
     В ПОЛУДЕННЫЙ ЧАС,
         КОГДА
        СОБАКА
     РЫЩЕТ ВОКРУГ
     И КУКУШКА КУКУЕТ
     В ДАЛЬНЕМ ЛЕСУ:

С какого ни посмотришь бока — я в этом
мире одинока.

        МОНОЛОГ ЧЕРЕПАХИ,
ВНОВЬ ПОСЕТИВШЕЙ
           ЧЕРЕЗ ПОЛЧАСА
           ГРЯДКУ С САЛАТОМ,
      ХОТЯ ЕЙ УЖЕ ДАВНО БЫЛО
          ПОРА ВКУШАТЬ
     ПОСЛЕОБЕДЕННЫЙ СОН
         НА КЛУМБЕ СРЕДИ
     ГОЛУБЫХ НЕЗАБУДОК:

Растительная пища —
Такая вкуснотища.

(перевод Г. Кружкова)

 

Рассмотрите, как запианы стихотворения Эмиля Виктора
Рью. Прочитайте их.

Как вы думаете, почему у таких коротеньких стихотворений
такие большие названия? Зачем они были так записаны?
Можно ли назвать эти стихотворенияшуткой? Смешилкой? Сочините такое стихотворение, чтобы его название было похоже на «Размышления черепахи, дремлющей...».

 


Самуил Маршак

Мой
Веселый
Звонкий
Мяч.
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,

Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
Там
Попал

Под колесо,
Лопнул,
Хлопнул —
Вот и все!

Воспитатель читает стихотвореие.

Сколько раз мяч ударился о землю, если считать по этому стихотворению? Попробуйте, играя с мячом, прочесть стихотворение от начала до конца.
Теперь прочитайте стихотворение по строчкам:

Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота.
Добежал до поворота.
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул — вот и все!

Что у вас получилось?
Похоже ли это стихотворение на «Мяч» С. МАРШАКА?
Чем похоже?
Чем не похоже?
Какая запись лучше?

 

 


Даниил Хармс
ВЕСЕЛЫЙ СТАРИЧОК

Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух!
Бу-бу-бу
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!»

Раз, увидя паука,
страшно испугался,
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:

«Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гуль-гуль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да буль-буль!»

А увидя стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился.

«ГЫ-ГЫ-ГЫ
ДА ГУ-ГУ-ГУ,
ГО-ГО-ГО
ДА БАХ-БАХ!
ОЙ, РЕБЯТА,
НЕ МОГУ!
ОЙ, РЕБЯТА,
АХ.АХ!»

Посмотрите (прочитайе), как написано.
Почему одни слова записаны маленькими, строчными буквами, а другие — большими, прописными?
Как нужно читать такие слова?
Еще раз послушайте (перечитайте) стихотворение и подумайте, можно ли нарисовать к нему иллюстрации?
Сколько?
К каким строчкам?




 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz