Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности

Л.И.КАТАЕВА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми.

В данном пособии предлагается система занятий, с детьми старшего дошкольного возраста.

Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения).

Многолетний опыт работы с детьми показал, что необходимо комплексное воздействие на психику ребенка, и частью этого комплекса являются особые упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию малыша.

Предлагаемое пособие представляет собой целостную программу с четко выделенными целями и структурой построения занятий. Примерный календарно-тематичёский план их проведения составлен с учетом различных времен года, что облегчает восприятие детьми конкретного содержания занятий.

Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.

Каждое занятие состоит из 4 частей и занимает не более 35 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника. (Исключение составляют январское занятие № 4 и апрельское № 3 — в них меньше частей.)

В зависимости от состояния детей и конкретных условий Проведения занятия, порядок упражнений можно менять.

Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой. Это может быть музыка, например, американского композитора Майкла Роланда.

Для успешного проведения занятий психолог должен предварительно подготовить весь подсобный материал, включая и музыкальное сопровождение.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, если они проводятся один раз в неделю, или на три с половиной месяца — если по два раза в неделю.

Хорошо, чтобы подгруппа состояла не более чем из шести детей в возрасте 6—7 лет.

ОКТЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ № 1

Игра «ПОДБЕРИ ПАРУ К КАРТИНКЕ»
ЦЕЛЬ: развитие логического мышления и памяти.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. На двух столах, расположенных неподалеку друг от друга, разложены 24 картинки, по 12 на каждом. На первом столе картинки с изображением глобуса, гнездышка с птенцами, очков, младенца, корабля, мальчика, плиты, лопаты, мышек, свеклы, плаща, корзинки. На втором — школьной доски, птички, дедушки, якоря, самоката, калош, чайника, пилы, кошки, помидоров, грибов, мамы с бутылочкой в руках (картинки взяты из лото).
Дети выбирают себе любые две картинки с первого стола, а на втором — подбирают к каждой из них пару и обосновывают свой выбор. Например: к картинке со школьной доской подбирается глобус, так как это школьные принадлежности.
Когда ко всем картинкам будут подобраны пары, они выкладываются в два ряда, одна под другой. Затем нижний ряд убирается, а детям по оставшимся на столе картинкам предлагается вспомнить, какие были с ними в паре.

Игра «ОВОЩИ»
ЦЕЛЬ: развитие словарного запаса, активного внимания, навыков общения.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям раздаются картинки с изображением на них любых овощей (из лото). Каждый ребенок называет полученную картинку. Дети встают в круг, а картинки держат перед собой в руках. Роль ведущего на первых порах принимает на себя психолог.
Он называет какой-то овощ, и тот ребенок, у которого картинка с этим овощем, пускается бежать. А чтобы его не догнали, быстро произносит название какого-либо другого овоща, картинка с которым есть у кого-то из ребят.
Первый ребенок останавливается, а второй бежит и опять быстро называет какой-то из овощей. Игра продолжается до тех пор, пока один из ребят не будет пойман. Когда дети освоят игру, водящего можно будет назначить из их числа.

Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ»
ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти и внимания.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. На карточки наклеены по 5 картинок с изображениями овощей — и овощи и расположение их различны. Карточек столько же, сколько играющих.
Каждому ребенку выдается по одной карточке и предлагается рассмотреть ее в течение 10 секунд.
Психолог подходит к ребенку и указывает на перевернутую картинку: «Что здесь?». Тот называет овощ. За правильный ответ получает фишку. После двукратного проигрывания дети меняются местами и берут другие карточки.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»
(Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.)
Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.
Психолог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.»

ЗАНЯТИЕ № 2

Игра «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК»
ЦЕЛЬ: развитие целенаправленного внимания.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Нужны 16 картинок с изображением фруктов и овощей. Лучше всего играть на полу. Коврики, на которых располагаются дети, раскладываются в виде цветка с сердцевиной. На «сердцевину» выкладываются все 16 карточек изображением вверх, так чтобы они друг друга не касались. Звучит команда «Внимание!» Затем называется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Тот кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Выигрывает набравший больше всех фишек.

Игра «ФРУКТЫ»
ЦЕЛЬ: развитие словарного запаса, активного внимания, способности к согласованному взаимодействию. (Эта игра аналогична игре «Овощи». Смотрите ее описание, данное в занятии № 1.)

Задание «ВЫЛОЖИ КАРТИНКИ В ТОМ ПОРЯДКЕ, КАК ТЫ ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»
(Картинки из лото с изображением овощей и фруктов по 6— 7 штук для каждого ребенка.)
ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти, целенаправленного внимания.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. На столах перед каждым ребенком карточка с четырьмя клетками. Размер карточки 20х20 см, размер клетки 10х 10 см. Такая же карточка большего размера нарисована маркером на магнитной доске.
Психолог в присутствии детей к каждой из 4 клеток прикрепляет любую картинку с овощами или фруктами (такие же есть у детей). Чтобы картинки прилипали к доске, к ним сзади приклеены магнитики.
В течение 10 секунд дети рассматривают картинки. Затем картинки убираются, а ребята на своих карточках по памяти выкладывают картинки, аналогичные тем, что были на доске.
Если нет магнитной доски, можно играть следующим образом: у детей по два экземпляра карточек. Один экземпляр — с уже прикленными в клетках картинками. Карточки второго экземпляра с четырьмя клетками — пустые. Дается время для рассматривания. Затем ребенок закрывает листом бумаги карточку с картинками и по памяти выкладывает такие же картинки на рядом лежащей пустой карточке. У всей подгруппы картинки разные и приклеены на карточки в разных вариантах.
Выполнив задание, дети меняются местами.

Уражнение на релаксацию и развитие воображения «ТИХОЕ ОЗЕРО»
Психолог: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

ЗАНЯТИЕ № 3

Игра «ИЗОБРАЗИ ЯВЛЕНИЕ» (Пантомимы исполняет сначала психолог, потом— дети.)
ЦЕЛЬ: учить выразительности жеста, выразительным движениям рук, ног, всего тела.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Психолог спрашивает детей о тех явлениях в природе, которые бывают осенью. Дети отвечают: «Дует сильный, холодный ветер, падают листья, птицы улетают на юг, часто идет дождь, на дворе лужи» и т. д.
Затем психолог предлагает ребятам все эти явления изобразить движениями или жестами. Если они затрудняются, педагог сам показывает те или иные движения, а потом просит детей придумать каждому свое движение или жест.
Самые выразительные движения предлагается запомнить всем.

Игра «ЧЕМ ПОХОЖИ»
ЦЕЛЬ: развитие мыслительных процессов.
МАТЕРИАЛ: пары картинок (корова — лошадь, ворона — воробей, лыжи — коньки, трамвай — автобус, молоко — вода, дождь — снег).
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети находят в данной паре картинок как можно больше сходства и обосновывают свои доводы. Чтобы игра была интересней, можно придать ей соревновательный характер: за каждое правильно обоснованное сходство ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто заработал больше фишек.

3 а д а н и е «ВСПОМНИ ДВИЖЕНИЕ, ТОЧНО ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ ДАННОЕ ЯВЛЕНИЕ» (Соотнеси с игрой «Изобрази явление».)
ЦЕЛЬ: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. Играет музыка, дети танцуют или просто двигаются, как хотят. Как только музыка прекращается и звучит команда, например, «Дождь!», малыши выполняют соответствующее движение.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»
Психолог: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в
воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

ЗАНЯТИЕ № 4

Игра «КТО НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЕ»
ЦЕЛЬ: развитие у детей творческих способностей, словарного запаса, восприятия формы.
ИНСТРУКЦИЯ: «Назови за одну минуту три предмета круглой, овальной и прямоугольной формы».

Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
ЦЕЛЬ: обучение быстрому и точному реагированию на сигнал; стимуляция внимания, способности к согласованному взаимодействию.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям предлагается вспомнить и изобразить с помощью выразительных движений рук, ног, всего тела: кенгуру, кузнечика, лягушку.
Затем ребята под музыку двигаются по кругу. Через некоторое время музыка прекращается и на команду, например: «Кенгуру!», выполняется соответствующее движение.

Игра «ПОДБЕРИ ПАРУ К СЛОВУ»
ЦЕЛЬ: развитие мышления, умения подбирать видовые и родовые понятия.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Психолог бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Кукла». (Осень — дождь, овощи — репа, злаки — пшеница и т. д.)

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
Психолог: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее.
Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день».

НОЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ № 1

Игра «КТО ЭТО ИЛИ ЧТО ЭТО?»
ЦЕЛЬ: развитие мыслительных операций.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети делятся на две группы. Они располагаются за столами, находящимися напротив друг друга на расстоянии 2—3 метров.
Перед ребятами на столах разложены одинаковые картинки с изображением предметов: животных, овощей, фруктов и т. д. У каждой группы по 24 картинки.
Дети из первой и второй группы по очереди дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается членами другой группы, она откладывается в сторону, в пользу отгадывающих. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество картинок.

Игра «ПОЗЫ»
ЦЕЛЬ: стимулирование внимания, точного и быстрого реагирования на сигнал.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети выбирают из имеющихся карточек четыре таких, например, где изображены животные: лиса, еж, медведь, олень и, по желанию, принимают характерные позы этих животных. Затем позы уточняются психологом.
Далее звучит музыка (любая танцевальная) — дети танцуют или просто двигаются. На остановку музыки и команду, например: «Медведь», принимают соответствующую позу.

Задание «ВЫЛОЖИ ЦИФРЫ ТАК, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ НА ДОСКЕ»
ЦЕЛЬ: расширение объема внимания и развитие памяти. ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. На столах перед каждым ребенком лежит квадратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки (размер листа 20х20 см, размер клетки 10х10 см) и поднос с четырьмя карточками, на которых нарисованы цифры. На магнитной доске заранее начерчен маркером такой же квадрат с четырьмя клетками, только большего размера.
На глазах у детей взрослый выкладывает три цифры в трех клетках. Дается время для запоминания — 5—6 секунд. Затем карточки с цифрами убираются, и дети по памяти выкладывают у себя те же цифры на своих листах — как запомнили.
Примечание: размер демонстрационных карточек 15х10 см, сзади приклеены магнитики. Можно вместо цифр использовать буквы или любые картинки. Количесто карточек с цифрами (буквами) увеличивается по мере освоения детьми игры.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ» (См. занятие № 1, октябрь.)

ЗАНЯТИЕ № 2

Игра «ЦВЕТЫ»
ЦЕЛЬ: расширение словарного запаса, развитие активного внимания, способности к согласованному взаимодействию. (Проводится по типу игры «Овощи», см. занятие № 1, октябрь.)

Задание «РАЗЛОЖИ КАРТОЧКИ ПО РЯДАМ И СТОЛБЦАМ ТАК, ЧТОБЫ В РЯДАХ И СТОЛБЦАХ НИ РАЗУ ПО ДВЕ ОДИНАКОВЫХ НЕ ОКАЗЫВАЛОСЬ»
ЦЕЛЬ: развитие мыслительных процессов.
МАТЕРИАЛ: у каждого ребенка карточка с девятью клетками, размер карточки 21х21 см, размер клетки 7х7 см, картинки из любого лото в количестве девяти штук. Из них по три одинаковых.

Игра «ЛИСА С ЛИСЯТАМИ И СОКОЛ»
ЦЕЛЬ: развитие целенаправленного внимания, навыков произвольного поведения, волевых качеств.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Выбираются по желанию «лиса» и «сокол». «Сокол» уходит в укрытие и наблюдает за играющими. Ребенок, изображающий лису, ведет за собой «лисят» по кругу и проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. «Лисята» в точности повторяют. Кто не успевает повторить, того «сокол» забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставшийся с мамой лисенок.
Примечание: игра повторяется 2—3 раза со сменой ведущих. Желательно музыкальное сопровождение.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»
Психолог: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.
Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

ЗАНЯТИЕ № 3

Задание «РАЗЛОЖИ КАРТОЧКИ НА ГРУППЫ ТАК, ЧТОБЫ ТРИ КАРТОЧКИ БЫЛИ ПОДХОДЯЩИМИ ДРУГ К ДРУГУ ПО КАКОМУ-ТО ПРИЗНАКУ, А ОДНА НЕ ПОДХОДИЛА»
ЦЕЛЬ: развитие навыков анализа, синтеза и обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. На каждом столе лежит по 12 картинок, которые можно разделить на три группы, причем подобрать картинки нужно так, чтобы три из них можно было обобщить, а четвертая не подходила к первым трем.
Примечание: дети выполняют задание каждый за отдельным столом, потом меняются местами, так как картинки у всех разные.

Игра «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»
ЦЕЛЬ: развитие активного внимания.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Предложите детям передать жестами дующий ветер и падающий снег. Затем договоритесь, что на один хлопок они должны изобразить ветер, на два — снег, на три — встать в круг. После этого включается музыка и дети двигаются, как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют требуемое движение.

Задание «ВЫЛОЖИ БУКВЫ ТАК, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»
ЦЕЛЬ: увеличение объема памяти, развитие внимания. Материал: для каждого из детей приготовлено по 4—6 карточек с любыми буквами, такими же, какие педагог выкладывает на доске.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ОТДЫХ НА МОРЕ»
Психолог: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

ЗАНЯТИЕ № 4

Игра «ЧЕМ ПОХОЖИ?»
ЦЕЛЬ: развитие мыслительных процессов.
МАТЕРИАЛ: картинки, разложенные по парам: лиса — волк, скворец — грач, сапоги — ботинки, самолет — вертолет, врач — лекарство, чашка — чайник, двери — окно.
ОПИСАНИЕ игры. Каждый ребенок выбирает любую пару картинок. Требуется назвать как можно больше признаков сходства.

Игра «ПОЕЗД»
ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти и внимания. ОПИСАНИЕ ИГРЫ. В игре участвует не более 5—6 детей. Выбирается «паровозик», остальные дети — «вагончики». «Вагончики» встают друг за другом. Ребенок-«паровозик» смотрит внимательно на «вагончики» и старается их запомнить. Потом он отворачивается, а ведущий (взрослый) спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?»
«Паровозик» отвечает. Затем сам становится «вагончиком», Выбирается другой «паровозик». Выигрывает тот, кто правильно расставит свои «вагончики».

Задание: «ЗАКРОЙ КАРТОЧКОЙ КАРТИНКУ, КОТОРАЯ НЕ ПОДХОДИТ К ОСТАЛЬНЫМ»
ЦЕЛЬ: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).
Задание выполняется по типу игры: «Четвертый лишний».
Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ТИХОЕ ОЗЕРО» (См. занятие № 2, октябрь.)

ДЕКАБРЬ

ЗАНЯТИЕ № 1

Игpa «ЧТО ЭТО?»
ЦЕЛЬ: развитие мыслительных операций анализа и сравнения. ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Участвуют две команды, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга. У каждой команды по 16 картинок с изображением посуды и мебели (картинки одинаковые у обеих команд). Начинает загадывать ребенок из любой команды (по соглашению или по считалке).
Например: «Этот предмет металлический, круглой формы, имеет углубление, на дне которого дырочки. Используется при варке вермишели или других макаронных изделий. Что это?»
Дети из второй команды угадывают и показывают карточку с изображением этого предмета. Угадавшему выдается фишка. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.

Игра «ПОСУДА»
ЦЕЛЬ: развитие словарного запаса, слухового внимания, способности к согласованному взаимодействию. (Проводится по типу игры «Овощи», см. занятие Ns I, октябрь.)

Задание «НАРИСУЙ ДВА ТРЕУГОЛЬНИКА, ОДИН КВАДРАТ, ОДИН ПРЯМОУГОЛЬНИК, ТРЕТЬЮ ФИГУРУ ЗАЧЕРКНИ» (Предложить еще два аналогичных задания.)
ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания и памяти.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ» (См. занятие Ns 1, октябрь.)

ЗАНЯТИЕ № 2

Игра «ПОДБЕРИ К КАРТИНКЕ ПАРУ»
ЦЕЛЬ: развитие аналитического мышления.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Нужны 12—14 пар картинок, связанных между собой по смыслу. Например, хлеб — колосок, стул — дерево, глаз — телевизор, нос — роза, очки — дедушка и т. д. Пары разделены и картинки разложены на двух столах. Дети по очереди подходят, берут с одного стола картинку, а на другом столе подбирают к ней пару, обосновывая свой выбор.

Игра «ПРИДУМАЙ ДВИЖЕНИЕ»
ЦЕЛЬ: развитие воображения, слухового внимания. Дети придумывают движения на слова: нахохлившийся воробышек, сугроб, мороз, снег; танцуют под музыку. На остановку музыки и команду, например: «Снег», выполняют придуманное движение.

Задание «ВЫЛОЖИ КРУЖКИ В ТОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»
ЦЕЛЬ: увеличение объема внимания и развитие памяти. ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. Пять кружков разного цвета диаметром 10 см выкладываются психологом на фланелеграфе в любой последовательности. Дети рассматривают их в течение 10 секунд. Затем кружки закрываются. Ребята должны по памяти выложить кружки таким же образом у себя на столах. Предлагаются 2—3 варианта.

Игра «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?»
ЦЕЛЬ: развитие воображения. (Каждая картинка нарисована на отдельном листе.)

ЗАНЯТИЕ № 3

Задание «ПОДБЕРИ ЧЕТВЕРТУЮ ФИГУРУ»
ЦЕЛЬ: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы, на основе выделенных признаков делать умозаключение и устанавливать закономерности в изображениях. (Внимание ребенка привлекается к отличительным признакам изображенных предметов, к принципу их очередности).
Примечание: все 8 заданий выполняются на одном занятии каждым из детей самостоятельно. (См. приложение.}

Игра «ПАЛОЧКИ»
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, способности детей к согласованному взаимодействию.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Палочки (обычные счетные в количестве 30 штук) рассыпают на столе или на полу на коврике. Участники игры по очереди выбирают их, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, выбирая палочку, неосторожно пошевелил соседнюю, очередь переходит к следующему игроку. Кто из играющих взял больше палочек, тот и выиграл.
Примечание: чтобы рассыпать палочки, надо сначала зажать их в кулаке, а затем быстро разжать пальцы.

Игра «УГАДАЙ: КАКОЙ БУКВЫ НЕ СТАЛО?»
ЦЕЛЬ: расширение объема внимания, развитие памяти. ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Любые восемь букв, каждая из которых наклеена на карточку размером 15х7 см, расположены на фланелеграфе в свободной последовательности. Детям дается время для запоминания — 10 секунд. Затем предлагается закрыть глаза. Одна буква убирается. Ребята должны определить, какой буквы не стало. Предлагаются 2—3 варианта.
Примечание: если дети легко справляются с заданием, его можно усложнить — убирать не по одной, а по две-три буквы.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «РАДУГА»
Психолог: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга.
Первый цвет —- голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть.
Следующий — желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

ЗАНЯТИЕ № 4

Задание «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА БЕЛОГО, СИНЕГО, КРАСНОГО ЦВЕТА»
ЦЕПЬ: расширить и активизировать детский словарь, учить использованию прошлого опыта.
Ход ВЫПОЛНЕНИЯ задания на усмотрение педагога.

Игра «ЗАПОМНИ ПОЗУ»
ЦЕЛЬ: развитие воображения, моторно-слуховой памяти. ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети придумывают на слова «пингвин», «пожарный», «певец», «гном» характерную позу. Затем танцуют под музыку и, услышав определенную команду, принимают заранее придуманную позу.

Задание:
1. Продолжи ряд: 112 113 114 ...
2. Вычеркни лишнее число: 2 4 6 8 9 10 12
3. Вычеркни лишнюю фигуру:
ЦЕЛЬ: развитие логического мышления

Упражнение на дыхание «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
Сидя на стульчике.
а) Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились.
б) Вдохните глубоко воздух носом, представьте, что ваш живот — это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
в) Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
г) Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
д) Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. е) Снова вдохните и наполните легкие воздухом. ж) Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.
Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

ЯНВАРЬ

ЗАНЯТИЕ № 1

И г р а «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
ЦЕЛЬ: развитие мыслительных операций анализа и сравнения. МАТЕРИАЛ: 16 пар картинок с изображением бытовых электроприборов и различных видов транспорта. (Проводится по типу игры «Кто это?». См. занятие № 1, декабрь.)

Игра «ТРАНСПОРТ»
ЦЕЛЬ: развитие словарного запаса, слухового внимания, способности к волевому управлению поведением. (Проводится по типу игры «Овощи», см. занятие № 1, октябрь.)

Задание «НАРИСУЙ ТРИ ТРЕУГОЛЬНИКА И ОДИН КРУГ, ПЕРВУЮ ФИГУРУ ЗАЧЕРКНИ»
Даются еще два варианта задания. Если дети справляются хорошо, количество фигур можно увеличивать.
ЦЕЛЬ: развитие произвольного внимания и памяти.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ЧТО МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ, КОГДА СЛУШАЕМ МУЗЫКУ» (Э. Григ «Рассвет», балет «Пер Гюнт».)
ЦЕЛЬ: развитие воображения, снятие усталости.

ЗАНЯТИЕ № 2

Задание «ПРОЧИТАЙТЕ СЛОГИ. КАКИЕ СЛОВА МОЖНО ВЫЛОЖИТЬ ИЗ ЭТИХ СЛОГОВ?»
ЦЕЛЬ: расширение объема внимания, развитие мышления и речи.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. На доске написаны следующие слоги: на, ра, ша, ба, са, ма, ка, ла, ки. Сколько слов и каких можно составить из этих слогов? Дети у себя на столах выполняют задание ( у всех ребят на подносах карточки с этими же слогами, в трех экземплярах каждый).
Если дети затрудняются с выполнением задания, его можно упростить. Ребята читают слоги. Затем предлагается из этих слогов составить следующие слова: «наша», «рама», «мала», «киса», «Маша», «раки» и т. д.

Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
ЦЕЛЬ: формирование способности управления своим поведением, развитие произвольного внимания.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Заранее договоритесь с детьми, что по команде «Зайчики» — надо прыгать, «Лошадки» — скакать, «Раки» — пятиться, «Птицы» — махать руками, «Аист» — стоять на одной ноге. Играет музыка, малыши выполняют различные танцевальные движения, но по команде, например: «Зайчики», принимаются прыгать, то есть действовать так, как договорились перед игрой.

Задание «ВСПОМНИ И НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ, ПОХОЖИЕ НА КРУГ, КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК»
ЦЕЛЬ: развитие памяти, представлений о форме.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ» (См. занятие № 1, октябрь.)

ЗАНЯТИЕ № 3

Задание «ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО НА КАРТОЧКУ И ЗАПОМНИ, КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ И В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НА НЕЙ РАСПОЛОЖЕНЫ»
ЦЕЛЬ: увеличение объема памяти и развитие внимания.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. У каждого из детей имеется карточка размером 25х10 см, на которой в ряд наклеены или нарисованы различные картинки — у всех разные.
Например, на одной карточке нарисованы или наклеены пять разных овощей, на второй — пять разных фруктов, на третьей — пять разных геометрических форм, на четвертой — пять предметов одежды, на пятой — пять предметов мебели, на шестой — пять предметов посуды и т.д. Сколько участников игры, столько и карточек. У каждого из играющих есть еще и конвертики с точно такими же картинками, как те, что нарисованы. или наклеены на карточках.
Детям предлагается внимательно посмотреть на свою карточку в течение 10 секунд. Затем карточки переворачиваются изображением вниз. Ребята достают из конвертиков картинки и выкладывают их по памяти в той же последовательности, как было на большой карточке. Выполнив свое задание, дети меняются карточками.
Примечание: задание можно усложнить, если увеличить число предметов на карточке.

Игра «ПТИЦЫ»
ЦЕЛЬ: развитие словарного запаса, произвольного внимания, способности к согласованному взаимодействию. (Проводится по типу игры «Овощи», см. занятие № 1, октябрь.)

Игра с мячом «ЧТО К ЧЕМУ ПОДХОДИТ»
ЦЕЛЬ: развитие аналитического мышления.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети встают по кругу, взрослый с мячом в руках — в середину круга.
Психолог объясняет правила игры: «Я вам буду бросать мяч и называть слово, вы мне бросаете мяч обратно и называете то слово, которое больше всего подходит к названному мною, например: дождь — зонтик, дом — крыша, лодка — река, посуда — обед и т. д.».

Упражнение на релаксацию
Психолог: « Лягте на коврик, на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены. (Играет тихая спокойная музыка.)
Устраивайтесь поудобней и закройте глаза.
Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все мое тело и распространяется по нему. Я спокойно отдыхаю. Я отдыхаю.
Отдыхают мои руки, отдыхают мои ноги, отдыхает моя нервная система. Приятная истома охватывает мое тело, мне лень шевелиться.
Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют.
Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление.
Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри.
Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу.
Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.
Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хорошее настроение.
5, 4, 3, 2, 1. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день».

ЗАНЯТИЕ № 4

Задание «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО КУЧКАМ ТАК, ЧТОБЫ КАЖДУЮ ГРУППУ МОЖНО БЫЛО НАЗВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ»
ЦЕЛЬ: помочь в овладении навыками элементарного анализа и синтеза.
МАТЕРИАЛ: для каждого ребенка по 16 картинок, которые можно разложить на 4 группы.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. Детям даются картинки, которые они должны разложить так, чтобы в каждой кучке оказались изображения одного вида. Например, «Животные», «Посуда», «Обувь», «Мебель».

Игра «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»
ЦЕЛЬ: развитие слухового активного внимания, способности к волевому управлению своим поведением.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Психолог договаривается с детьми, что на данное количество хлопков они будут выполнять определенное движение. Эти движения могут придумывать сами дети или предлагать взрослый. Например, услышав один хлопок — бить в ладоши, два хлопка — махать руками, три хлопка — подуть изо всех сил, четыре хлопка — поднять руки.
Играет музыка, дети двигаются как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют заданное движение.

Задание «ДОРИСУЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КАРТИНКА»
Цель: развитие творческого воображения.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. Детям выдаются листы бумаги с незаконченными и ничего не значащими изображениями. Таких изображений три-четыре. Надо дорисовать их до полной картинки и рассказать о каждом.

ФЕВРАЛЬ

ЗАНЯТИЕ № 1

Задание «РАССТАВЬ В КАЖДОМ РЯДУ ЗНАКИ, НИ РАЗУ НЕ ПОВТОРЯЯ ЕГО (РЯД)»
ЦЕЛЬ: развитие логического мышления.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. У каждого ребенка карта, размером 20х20 см, расчерченная, как показано ниже. В клеточках первого ряда наклеены знаки ( +, —, =, х). На подносах — маленькие карточки 5х5 см в количестве 12 штук, по четыре на каждый знак. Дети располагают знаки таким образом, чтобы ни в рядах, ни в столбцах одинаковых не было.

И г р а «СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ»
ЦЕЛЬ: воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки — действуют соответственно первой команде, на вторую остановку — второй и т. д.
Команда 1 — повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх.
Команда 2 — поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
Команда 3 — поднять правую ногу, опустить, поднять левую — опустить, три раза подпрыгнуть на обеих ногах.
Примечание: команды выполняются при выключенной музыке.

Игра «КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ»
ЦЕЛЬ: развитие у ребят представлений о цвете, активизация речи.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям предлагается перечислить: «Что бывает зеленым?», «Что бывает белым?», «Что бывает красным?».
Примечание: эту игру можно проводить в виде соревнования. За каждый правильный ответ выдается фишка. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

Упражнение на релаксацию и воображение «ОТДЫХ»
Дети ложатся на коврики, принимают удобную позу и закрывают глаза. Тихо звучит музыка: Ф. Шопен. Ноктюрн № 2. С окончанием музыки дети тихо встают и делятся своими ощущениями.

ЗАНЯТИЕ № 2

Игра «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК»
ЦЕЛЬ: развитие целенаправленного слухового внимания, умения слышать и быстро реагировать.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Нужны 16 картинок с изображением различного вида транспорта или 16 любых тематических картинок. Они по одной предъявляются детям. Ребята их называют. Затем все картинки выкладываются на столе или на коврике так, чтобы они не касались друг друга. Дети стоят возле стола или сидят вокруг центрального коврика на своих ковриках. Психолог объясняет правила игры: «Я буду называть картинку. Кто увидит ее, ничего не говорит, а молча ставит пальчик на эту картинку. За это получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек».

Игра «ЗАПОМНИ СВОЕ МЕСТО»
ЦЕЛЬ: развитие моторно-слуховой и пространственной памяти.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. В комнате каждый ребенок запоминает свое место. Например, у одного это место — мягкий модуль, у другого — стул, у третьего — пуфик и т. д. Затем включается музыка, и дети свободно двигаются под нее. Когда музыка останавливается и звучит команда «Место!*, ребята бегут к своим местам. Далее игра усложняется: во время движения детей педагог переставляет модули, стульчики, пуфики на другие места.

Задание «ПРИДУМАЙ ЗАГАДКУ»
ЦЕЛЬ: активизация прошлого опыта, мыслительной и речевой деятельности детей.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. На столе лежат различные игрушки и предметы, знакомые детям. Ребята по одному, не показывая на предмет, составляют его описание в форме загадки. Остальные отгадывают, о каком предмете идет речь.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ТИХОЕ ОЗЕРО» (См. занятие № 2, октябрь.)

ЗАНЯТИЕ № 3

Игра «САМЫЙ СМЕКАЛИСТЫЙ»
ЦЕЛЬ: развитие логического мышления.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Понадобятся 24 карточки размером 8х6 см с изображением геометрических фигур четырех видов: квадрат, треугольник, круг, ромб. Эти фигуры трех цветов — синие, красные, зеленые; большого и маленького размера.
Карточки лежат на столе, не касаясь друг друга. У психолога второй такой же набор в коробочке. Он достает оттуда по одной карточке, показывает детям и просит их найти на столе у себя такую, которая отличается от предъявленной только одним признаком. Например, вы показали большой красный круг, а ребенок должен показать маленький красный круг. Или вы показали большой красный квадрат, а ребенок показывает большой зеленый квадрат и т. д.
Примечание: игра может носить соревновательный характер — за правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Задания можно усложнять, подбирая фигуры по двум, трем признакам.

Игра «ЗАПОМНИ ПОЗУ»
ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания, воображения.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сообща придумывают позы к буквам Т, О, К, Ф, Л. X. Танцуют под музыку. Когда музыка останавливается, психолог называет одну из перечисленных букв. Ребята немедленно принимают ту позу, о которой договорились.

Задание «ДОРИСУЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ СЮЖЕТНАЯ КАРТИНКА»
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики и воображения. ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. Детям выдаются листы бумаги с нарисованными на них квадратами и прямоугольниками. Всего 4— 5 фигур. Они расположены по всему листу. Ребята должны дорисовать их так, чтобы получился единый сюжет.

Игра «СЛУШАЙ СВОЕ ИМЯ»
ЦЕЛЬ: снижение напряженности и возбуждения детей.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Звучит спокойная музыка, например «Опус» Камиля Сен-Санса.
В комнате расставлены мягкие модули, пуфики, большие мягкие игрушки — на некотором расстоянии друг от друга. Дети стоят в стороне. Психолог называет по имени любого ребенка, и тот начинает двигаться между препятствиями под музыку.
Когда в музыке возникает пауза, малыш садится на коврик. Затем вызывается по имени следующий ребенок, он тоже двигается между препятствиями как хочет, и садится, когда музыка обрывается. Игра продолжается до тех пор, пока на коврики (стульчики) не сядут все дети.

ЗАНЯТИЕ № 4

Игра «КАРТИНКИ-ЗАГАДКИ»
ЦЕЛЬ: развитие мышления и речи.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Из группы детей выбирается один — водящий, остальные садятся на коврики (стульчики), они будут отгадывать предмет по описанию. Психолог вносит коробку, в которой лежат картинки (можно из детского лото). Водящий подходит к педагогу и берет одну из картинок, не показывая ее детям. Он становится к ним спиной и дает описание предмета, нарисованного на картинке. Ребята предлагают свои версии. Кто первый отгадал, становится водящим.

Игра «ПРОФЕССИИ»
ЦЕЛЬ: развитие словарного запаса, слухового внимания, способности слышать и реагировать на звуковой сигнал. (Проводится по типу игры «Овощи», см. занятие Ns 1, октябрь.)

Задание «ЗАПИШИ БУКВЫ, КАК ЗАПОМНИЛ»
ЦЕЛЬ: развитие слуховой памяти и произвольного внимания.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Психолог один раз произносит любые пять букв. Дети должны записать их в той же последовательности. Варианты задания предлагаются 2—3 раза.
Примечание: если дети затрудняются в запоминании пяти букв, можно начать с четырех.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения: «ТИХОЕ ОЗЕРО» (См. занятие Ns 2, октябрь.)

МАРТ

ЗАНЯТИЕ № 1

Задание «КТО ИЛИ ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫСОКИМ, ХОЛОДНЫМ, КОРОТКИМ, ТВЕРДЫМ, ЖИДКИМ?»
ЦЕЛЬ: расширение и активизация словаря на основе умения использовать прошлый опыт.
Примечание: задание носит соревновательный характер. За правильные ответы дети получают фишки.

Игра «ЗАПРЕТНОЕ ЧИСЛО»
ЦЕЛЬ: формирование способности самоконтроля, самостоятельной мобилизации усилий.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Психолог заранее договаривается с детьми, что во время звучания музыки будут произноситься какие-то числа. Если дети услышат слово восемь, они должны хлопнуть в ладоши. Играет музыка, ребята идут по кругу и слушают счет.
Например, педагог произносит: 2, б, 9, 10, 8, 3, 5, 7, 9, 12, 3, 6, 8, 6, 9, и т.д. На счет восемь дети хлопают в ладоши.

Задание «ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО И ВЫЛОЖИ БУКВЫ У СЕБЯ НА КАРТОЧКЕ ТАК, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. У детей на столах карточки размером 20х20 см, разделенные на четыре части. На доске нарисована маркером такая же карточка, только большего размера. В образовавшиеся четыре квадрата психолог вписывает любые четыре буквы. Ребята внимательно смотрят в течение 10 секунд. Затем нарисованное на доске закрывается шторкой, и дети у себя на карточках выкладывают те буквы и в том порядке, как запомнили. Набор букв лежит на подносах.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ» (См. занятие № 1, октябрь.)

ЗАНЯТИЕ № 2

И г р а «УГАДАЙ ИГРУШКУ»
ЦЕЛЬ: развитие восприятия и мышления.
Описание игры. Ребенок — водящий, выходит из комнаты на 2—3 минуты. В его отсутствие выбирается тот, кто будет позой, жестами или мимикой изображать имеющуюся в группе игрушку. Например, задумана игрушка «лягушка». Ребенок изображает ее.
Водящий должен отгадать игрушку, взять ее в руки и назвать. Остальные дети хором говорят: «Правильно» или «Неправильно».
Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет «загадывать загадку».
Примечание: все игрушки, хорошо знакомые детям, расставлены на столе заранее.

И г р а «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»
ЦЕЛЬ: развитие образной памяти, воображения, способности к сознательной мобилизации усилий для достижения цели.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети придумывают различные движения на слова: «сосулька», «капель», «ручеек». Договариваемся, что на один хлопок они изображают сосульку, на два хлопка — капель, на три — ручеек.
Ребята двигаются под веселую музыку; на остановку ее и определенное количество хлопков выполняют соответствующее движение.

Задание «НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ЧИСЛА»
ЦЕЛЬ: расширение объема внимания, развитие способности к сосредоточению.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. У каждого из детей карточка размером 30х20 см. На ней по всей поверхности наклеены числа от одного до двадцати, из них два числа одинаковые. Ребенок должен их найти и закрыть фишками. Так как одни и те же числа у всех детей на карточках разные, то заданиями можно меняться.

Упражнение на релаксацию (См. занятие Ns 3, январь.)

ЗАНЯТИЕ № 3

Задание «ПРИДУМАЙ ПО КАРТИНКАМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
ЦЕЛЬ: развитие мыслительных ассоциативных связей. ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. Ведущий показывает две карточки, на которых нарисованы какие-то предметы. Задача состоит в том, чтобы придумать слово, служащее как бы переходным мостиком от одного к другому предмету.
Дети отвечают по очереди, чтобы получилось предложение. Например, показываются две картинки: на одной — зайчик, на второй — морковка. Переходным мостиком могут быть следующие слова: «ест» (заяц ест морковку), «любит» (заяц любит морковку), «украл» (заяц украл морковку) и т. д.

Игра «ЗВЕРИ»
ЦЕЛЬ: воспитание у детей организованности и способности к волевому управлению своим поведением, расширение словарного запаса. (Проводится по типу игры «Овощи», см. занятие № 1, октябрь.)

Задание «НАРИСУЙ 3 ТРЕУГОЛЬНИКА, 1 КРУГ, 2 ОВАЛА. ЧЕТВЕРТУЮ ФИГУРУ ЗАЧЕРКНИ» (Даются еще два-три варианта задания.)
ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания и памяти.
Примечание: если дети затрудняются в выполнении задания, количество предлагаемых фигур можно уменьшить.

Упражнение на релаксацию «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

ЦЕЛЬ: развитие воображения, умения слушать музыку. ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Дети садятся на коврики по кругу. Закрывают глаза. Включается магнитофон. Звучит «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта, или другая спокойная классическая музыка.
После прослушивания ведущий по очереди вызывает детей в круг и просит каждого рассказать, что он представил себе, слушая музыкальное произведение.

ЗАНЯТИЕ № 4

И г pa «ПОЕЗД»
ЦЕЛЬ: развитие мышления и речи.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. В игре участвует вся подгруппа детей. Они размещаются на своих ковриках вокруг среднего коврика, на котором будет выкладываться «поезд», или садятся на стульчики за общим столом. Для игры можно брать от 10 до 20 любых картинок из лото. Каждая картинка — «вагончик». Психолог говорит детям: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку, потом, например ты, Саша, положишь свою. Так будем делать все по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики сцепляются друг с другом, наши вагончики тоже должны быть сцеплены. Вот как это делается: к примеру, кладем картинку, на которой нарисована ложка, за ней можно положить картинку, на которой нарисована тарелка, так как ложкой едят из тарелки; далее кладем картинку с чайником, потому что тарелка и чайник — это посуда».
Картинки можно класть в любом порядке, главное, чтобы ребенок объяснил, почему он делает именно так.

Игра «ПРИДУМАЙ И ЗАПОМНИ ПОЗУ»
ЦЕЛЬ: развитие моторно-слуховой памяти, эмоций, воображения.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети придумывают позы к словам: «цветок», «радостное известие», «удивление», «вкусная конфета». Затем звучит музыка. Ребята выполняют различные танцевальные движения. На остановку музыки и определенное слово принимают соответствующую позу.

Задание «ИСПОЛЬЗУЯ АЛФАВИТ, НАПИШИ СЛОВО, КОТОРОЕ ЗАШИФРОВАНО ЧИСЛАМИ»
ЦЕЛЬ: расширение объема внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. У каждого из детей альбомный лист с напечатанным крупно алфавитом. Все буквы обозначены цифрами, например А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 и так до конца алфавита.
Каждому ребенку выдается карточка размером 15х6 см, где, числами закодировано слово. Например: 12, 16, 14, 15, 1, 20, 1. Дети, пользуясь алфавитом, расшифровывают слово и читают его.
Примечание: карточек с закодированными словами должно, быть очень много. Каждому ребенку даются две-три карточки с разными словами. Так как темп работы у всех детей разный, за одно и то же время один успеет выполнить только одно задание, а другой расшифрует три и более карточки. Поэтому целесообразно всегда иметь под руки запасные варианты.

Упражнение на релаксацию и развитие в о о б р а ж е н и я «ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ» (См. занятие № 2, ноябрь.)

 

АПРЕЛЬ

ЗАНЯТИЕ № 1

Игра «ОТВЕЧАЙ БЫСТРО»
ЦЕЛЬ: развитие у детей мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Для игры нужна карта размером 24х24 см, на которую рядами наклеены 9 картинок из лото. Первый ряд — картинки с изображением воробья, голубя, дятла. Второй ряд — картинки с изображением кузнечика, лисы, стрекозы.¦ Третий ряд — картинки с изображением волка, бабочки, вороны.
Психолог показывает детям карту и предлагает сначала рассмотреть ее, назвать птиц, животных и насекомых. Затем педагог задает вопросы, а дети, как можно быстрее, отвечают на них. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Вопросы:
1. Как можно назвать всех тех, кто нарисован в первом ряду?
2. Сколько всего птиц на карте? Назовите их.
3. Кого больше — зверей или насекомых?
4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на карте?
5. Посмотрите на картинки в третьем столбике (не путать столбик с рядом!). Что общего у всех, кто там нарисован (все летают).
6. Сравните первый и второй столбики. Что вы заметили общего? (в каждом столбике изображены птица, зверь, насекомое).

Игра «ПОЗЫ»
ЦЕЛЬ: развитие образной памяти, воображения. ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети придумывают позы, характерные для зверей, птиц, насекомых из предыдущей игры. Включается музыка, ребята выполняют любые танцевальные движения. На остановку музыки и проговаривание психологом слова, например «Волк», принимают соответствующую позу.

Игра «ЧИСТЫЙ ЛИСТ»
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. У каждого из детей по две половинки альбомного листа. На одной наклеены или нарисованы черные изображения четырех геометрических фигур: круга, ромба, прямоугольника, трапеции. На другой — их контуры. Дети вырезают белые фигуры и закрывают ими сооветствующие черные. Выигрывают те, у которых получился сплошь чистый белый лист.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ОТДЫХ НА МОРЕ» (См. занятие № 3, ноябрь.)

ЗАНЯТИЕ № 2

Задание «КАКОЕ СЛОВО ЗДЕСЬ ЗАШИФРОВАНО»
ЦЕЛЬ: стимулирование распределения внимания, умения сосредоточиться.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. На одном из бланков, предложенных ребенку, нарисованы различные фигуры (стрелка, крестик, флажок, квадрат, треугольник и т.д.), до 6—8 фигур. Под ними определенные буквы.
Например: На втором бланке зашифрованы слова с помощью этих фигур.
Например: Ребенок должен расшифровать слова, изображенные фигурами, с помощью первого бланка, где под ними написаны буквы.

Игра «ФИЛЯ, ГДЕ ТЫ?»
ЦЕЛЬ: развитие навыков произвольного поведения. ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети становятся полукругом, ведущий — в центре. Ребята отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка. Это означает, что именно он будет «Филей». Все остальные — котятами. По сигналу дети открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто — «Филя». Ведущий зовет: «Филя, где ты?» Филя не отзывается. Ведущий зовет еще раз. И только на третий зов Филя «рычит» и бросается на котят. Если «котенок» успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные котята выходят из игры. Выигрывает тот, кто останется непойманным.

Задание «ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО И НАРИСУЙ, ЧТО ЗАПОМНИЛ»
ЦЕЛЬ: развитие у детей способности смотреть и запоминать увиденное, активизация внимания и зрительной памяти.
ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ. Перед ребенком кладется карточка с изображением какой-то фигуры. Он внимательно смотрит на эту фигуру в течение 10 секунд. Затем карточка переворачивается изображением вниз, а на своем листе бумаги ребенок рисует то, что запомнил.

Упражнение на релаксацию (См. занятие № 3, январь.)

ЗАНЯТИЕ № 3

Игра «ШКОЛА» (Продолжительность 45 минут.)
ЦЕЛЬ: снять страх перед школой, облегчить будущую адаптацию к школе.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. 1-я часть. «Школа для животных»
Из общего числа детей выбираются те, кто не боится школы. Каждый ребенок по желанию выбирает для себя роль какого-либо животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью.
Если оказывается, что дети боятся не школы, а учителя, то его роль играет один из ребят: «Здравствуйте, звери! Кто выучил домашнее задание? К доске пойдет и нарисует морковку заяц». Сюжет развивают сами дети.

2-я часть. «Школа для людей»

Если в первой части допускались различные «звериные» ситуации, то во второй — школа представлена как нечто «возвышенное», доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «Школа», один из детей выполняет роль учителя.

Можно модифицировать урок рисования. «Учитель» рисует на доске какую-либо фигуру (круг, квадрат). Дети перерисовывают эти фигуры. «Учитель» хвалит своих учеников.



 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz