Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

Примерные конспекты занятий и развлечений по экологии

М.Михайленко

Вторая младшая группа

От редакции. Автор предлагаемых вниманию читателей конспектов — воспитатель группы «Светлячок» детского сада «Алмазик» из якуткого города с добрым названием Удачный М. А. Михайленко. Вот уже несколько лет работает она на основе собственной минипрогаммы по экологическому воспитанию докольников с использованием элементов РTB (развития творческого воображения). Почему именно экологическому? Ответ — в ее письме: «Богатым миром природы в наших северных условиях мы обделены, но, какая бы ни была
природа, она — наш духовный и материальный мир. Экология — это чистый дом, и надо жить в этом доме, соблюдая чистоту с детства, познавая все таинства и механизмы природных явлений».

Занятие «Служба спасения»

Цель. Учить искать выход из сложой ситуации самостоятельно, опирась на опыт и логику; воспитывать сочувственное отношение к животным, желание прийти к ним на помощь.

Материал. Игрушки или картинки с изображением олененка, зайчонка, медежонка, соболенка, жука.

Ход занятия Проводится осенью в лесу или парке в погожий день или в зале, украшенном под осенний лес, в дождливый.

Воспитатель. Посмотрите, как красио в лесу. Вспомните, каким был лес летом, и расскажите, что в нем измеилось. (Ответы детей.) Лесные обиатели, как и люди, могут заболеть, попасть в беду. Кто помогает людям? (Ответы детей.) А животным? Растеиям? (Ответы детей). Давайте предтавим, что мы служба спасения. Я буду принимать вызовы от постраавших жителей леса, а ваша задача — решить, как им помочь. (Игрушки или картинки заранее расставлены под деревьями.)

Примерный перечень вопросов, ответы на которые дети ищут сами.
• Как помочь заблудившемуся в лесу олененку отыскать его маму?
• Как помочь зайчонку, провалившемуся в глубокую яму?
• Как помочь соболенку, в лапу которого попала заноза?
• Как помочь медвежонку, застрявему в расщепленном молнией дереве?
• Как помочь жуку, попавшему в паутину?


Развлечение «Осенние нотки»

Зал украшен осенними листьями. Стоят стулья (домики) с прикреплеными к ним плакатами с нотами. На стульях сидят дети, исполняющие роли нот. Используемая в ходе развлечения музыка звучит в грамзаписи.

Осень (воспитатель).

Не трудно вам меня узнать,
Лишь стоит мне загадку загадать.
В какое время листья облетают? (Осенью.)

Когда уныло по лесу брожу,
Загадочно я листьями шуршу? (Осенью.)

А чтобы помнили меня —
Я в песне шумного дождя,
Я в ручейке, я в каждой птице,
В гусях, летящих вереницей,
В жуке, заснувшем подо мхом,
И в грустной мошке над костром.
Вот в этих домиках (подходит к стульям)
живут мои друзья.
Си, до, ре, ми, фа, соль и ля!
Нотки эти с вами спляшут
И про осень вам расскажут!

Осень ударяет по металлофону, появляется нота До.
До (поет).
До-до-до-до-до-до-до-до!
Вот о чем я вам спою:
Когда осень наступает,
Грустной песенка ее бывает.

Звучит песня «Дует, дует ветер, дует-задувает...» Осень еще раз ударят по металлофону, и появляется нота Ре.
Ре (поет).
Ре-ре-ре-ре-ре-ре-ре-ре!
Под дождем стою я во дворе...
Быстро зонтики берите
И на танец всех зовите!
Звучит мелодия «Танец с зонтиками», все дети танцуют. Осень снова ударяет по металлофону, выходит нота Ми.

Ми (поет).
Ми-ми-ми-ми-ми-ми-ми-ми!
Ты поймай меня! Лови!
Я листочком закружусь
И на землю опущусь.
Дети берут букеты из осенних листьев и произвольно кружатся по залу под любую музыку (по выбору воспитателя).

Осень ударяет по металлофону два раза, появляются ноты Фа и Соль.
Фа, Соль (поют).
Фа и соль, фа и соль...
Получается фасоль,
А фасоль на огороде
Бойко пляшет в хороводе.
Дети танцуют в хороводе под музыку к песне «Урожайная». Снова удар по металлофону и выход ноты Ля.

Ля (поет).
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля!
Всех люблю я вас, друзья!
«Ля-ля-ля»,— поют все птицы.
Ля-ля-ля... И воздух серебрится.

Осень. Какая же нота еще не появилась? (Ответ детей.)
Верно! Нота Си, выходи! (Ударяет по металлофону.)
Си (поет).
Си-си-си-си-си-си-си-си!
Ветерок, меня возьми
В край далекий, в край туманный.
В небе облака плывут,
Песню все про них поют.
Звучит песня В. Шаинского «Облака», дети произвольно танцуют под нее.

Осень. Понравились вам мои ноты? Хотите, чтобы они с вами подружиись? (Ответы детей.) Они научат вас петь, танцевать, играть на различных музыкальных инструментах.

Занятие «Почему идет снег?»

Цель. Формировать представление о природных явлениях, их взаимосвязи.

Ход занятия Проводится зимой на природе. Воспитатель предлагает детям полюоваться снежным покровом, укутавим землю, понаблюдать за снежинкаи, рассмотреть их. На что они похои? (На звездочки, цветы и т. д.) Откуда появляется снег? (Из тучи на небе.) А как он там оказался? Почему вдруг решил упасть на землю? (последние два вопроса, как правило, вызыают затруднения в поиске ответов.) Я расскажу вам сказку о маленькой капельке.

Жила-была капелька. Там, где она родилась, было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени. А однажды она так устала, что не заметила, как заснула, А когда проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе и вовсю пригревало травинку, на которой она притаилась. Жаркие солнечные лучи согрели капельку, и превратилась она в пар. Стала легкой, как воздух, и невидимой, как он, и вместе с ветром умчалась в небо. ТУда же попали и другие капельки, не успевшие спрятаться от солнца. Собрались они вместе, и получилось облако. Ветер, который ни секунды не сидит без дела, погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжелой, что не выдержала и рассыпалась на миллионы мелких капелек. Понеслись они вниз, но на дороге замерзли и превратились в снежинки. Так капелька снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки, потому что ветер пригнал тучу в ту страну, где уже наступила зима.

Полюбуйтесь на снежинки. Они переливаются всеми цветами радуги и блестят на солнце, как алмазы. Почему? Снежинки состоят из мельчайших ледяных кристалликов. А теперь снимите варежку и поймайте снежинку. Где же она? (Растаяла. ) Во что превраилась? (В капельку.) А почему на варежке не таяла? (Варежка холодная, а ладонь теплая. )

Далее следует физкультпауза: воспитатель читает стихотворение, дети имитируют названные в нем действия.
Белые мушки летели, летели,
До земли добрались и присели.
Проснулся вдруг холодный ветерок
И превратил снежинки в бугорок.

Дети рисуют палочками на снегу. Подбрасывают снег и наблюдают за тем, как он падает.

Занятие «В гостях у Знайки»

Цель. Познакомить со свойствами воды, развивать любознательность,
стремление экспериментировать и исследовать.

Материал. Банки с холодной и горяей водой; чай, растворимый кофе, лимон, соль, сахар, варенье; краски.

Ход занятия Воспитатель. Сегодня мы в гостях у Знайки. Он знает про все на свете и вас научит экспериментировать, исследовать.

Знайка. Зачем нужна вода? Где она живет? Она живая? (Выслушивает ответы детей.) У воды есть цвет? (Нет,она бесцветная.) А может она стать цветной? Что для этого надо сделать? (Добавить краску. Знайка делает то, что говорят дети.) А у воды есть запах? (Нюхают воду, убеждаются, что она ничем не пахнет.) Что можно сделать, чтобы появился запах? (Заварить чай, кофе, растворить варенье.) Какая вода на вкус? (Безвкусная.) А если бросить в нее соль, сахар, перец, дольку лимона? Давайте немного поиграем. Мы все будем капельками. Встанем в круг, возьмемся крепко-крепко за руки. Представим, что стало очень холодно. Во что мы превратились? (В лед.) Да, стали твердыми. А теперь разбежимся в разные стороны и вообразим, что наступила весна. Во что мы превратились? (В капельки.) А потом капельки вновь собрались вместе и стали ручейками, которые быстро-быстро побежали в реки, моря, океаны. Итак, что умеет делать вода? (Течь. )

Занятие «Знайкины загадки»

Цель. Развивать наблюдательность, быстроту и логичность мышления, учить делать выводы из имеющихся знаний.

Материал. Карточки для ответов на вопросы.

Ход занятия Воспитатель. Знайка прислал нам рисунки-загадки. Вы должны внимаельно рассмотреть их, вспомнить, о чем мы говорили на прошлом занятии, и найти верные ответы на вопросы.Предъявляет карточки, на которых изображеы солнце, сосулька, глаз, яблоко, чайник с паром над носиком, банка и т. д., спрашивает: «Где спряталась вода?» (В чайнике над носиком в виде пара, в сосульке в виде льда.)
Предъявляет карточки с изображениями объектов живой и неживой природы и спрашивает: «Кто не может жить без воды?» (Рыба, цветок, человек, кошка и т. д.)
Предъявляет карточки, на которых нарисоваы облако, снежинки, дерево, водопроводный кран, матрешка, снеговик, дом, и спрашивает: «Где живет вода?» (В облаке, в снежинке, в снеговике, в кране.)
Воспитатель. Молодцы! Все Знайкиы загадки разгадали. Но на этом путешествие в мир удивительного не закончилось, и нас еще ждут чудеса!

Занятие «Как мы весну искали»

Цель. Продолжать формировать предтавления о природных явлениях и их взаимосвязи, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал. Картинки с изображением Солнца, Земли, птиц, цветущих подснежников, вспаханного поля, деревьев с распускающимися листьями; веер.

Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Мы будем искать Весну. Как? Мы будем расспраивать о ней всех, кто нам встретится. Прежде всего Солнце. (Показывает картинку.)
Дети. Солнышко, ты Весну не видео?
Солнце. Видело! Я помогало ей расопить лед на реке.
Воспитатель. А теперь спросим у Ветра. (Машет веером.)
Дети. Ветер, ты Весну встречал? Ветер. Встречал! В поле видел и в лесу.
Воспитатель. Спросим о Весне у птиц. (Показывает картинку. )
Дети. Птицы, а вы Весну не видели? Птицы. Видели, видели! Это она нас с юга домой позвала.

Проводится дидактическая игра «Кто первый прилетел». Дети с помощью воспитателя называют птиц, первыми появляющихся весной на севере: северную пуночку, утку, стерха.

Воспитатель. А что же скажет нам Земля? (Показывает картинку.)
Земля. Меня Весна разбудила, к ноой жизни пробудила. Еще немного — и меня вспашут, потом засеют. И вырастут хлеба, овощи, фрукты.
Воспитатель. Интересно, а подснежик встречал весну? (Показывает каринку. )
Подснежник. Весна только-только реила прийти к нам, а я уже ее почувствовал и расцвел на зло зиме, на радость вам.
Воспитатель. Все Весну видели, все с ней встречались... А где же она сама? Посмотрите вокруг: вот она!
В конце занятия воспитатель может прочитать любое стихотворение о весне.

Занятие «Умники и умницы»

Цель. Закрепить представления о явениях и объектах живой и неживой природы, продолжать учить искать вы ход из проблемных ситуаций.

Материал. Хрюша (игрушка); набор картинок (овощи, фрукты, ягоды); большой самодельный куб, грани котоого раскрашены в синий, зеленый, желтый, красный, коричневый, оранжеый цвета; бумажные облака в виде силуэтов животных, насекомых, цветов, листьев (по числу детей в группе); большая самодельная книга с картинами; коробочка с витаминами.

Ход занятия
Воспитатель (увидев на своем месте Хрюшу). Хрюша, а что ты здесь делашь? Ты пришел в гости? И принес книгу? (Внимательно рассматривает ее, не показывая детям.) Нет, это не сказки и не раскраски... Что же это? (Хрюша что-то шепчет ей на ухо.)
Оказывается, это загадки-объяснялки. Хрюша, давай загадаем их детям. (Хрюша кивает головой в знак согласия.)

Итак, светит, сверкает, всех согревает. (Солнце.) Верно, вот оно, на первой странице книги. Радуется тому, что пришла весна, весело заглядывает в окно. (Дети вместе с воспитателем вспоминают потешки. о солнце.)

Проводится игра «Хорошо — плохо». Солнце — это и хорошо, и плохо. Когда солнце бывает добрым? (Весной, например, когда тает снег, природа оживает, становится тепло.) А когда злым? (В жаркой пустыне, оно высушивает все водоемы, сжигает растения и т. д.)

Хрюша. На что она похожа? На белую морковку, которая растет зимой. (Сосулька. )
Воспитатель. Верно, вот она, на слеующей странице Хрюшиной книги. А из чего состоит сосулька? Где она живет? От чего может заплакать? Знаит, весной под теплыми солнечными лучами сосульки начинают таять. Как же им помочь? (Дети предлагают самые разнообразные, иногда просто невероятные варианты для их спасеия.)

Хрюша. Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (Рыба.)
А почему вы решили, что это рыба? Как передвигается рыба? Как мы называем ее «крылья»? (Плавники, с помощью которых она и передвигается.) А зачем рыбе хвост? Где она живет? Без чего погибнет?

Воспитатель (разглядывая куб). А заем, Хрюша, ты принес с собой этот необычный кубик?
Хрюша. Он действительно необычый: кто выполнит все его задания, тот получит сюрприз. (Кладет куб гранями разного цвета — дети называют овощи, фрукты, ягоды такого же цвета и подбирают соответствующие картинки.) Что же содержат в себе самого ценного все эти фрукты, овощи, ягоды? (Витамины.) Вот вам и сюрприз: коробочка с витаминами.

Проводится дидактическая игра «На что или на кого это похоже?» (с бумажными облаками). Потом дети вспоминают, как летом и осенью налюдали за облаками, фантазируют на тему «Путешествуя на облаке...»

Праздник почемучек

Цель. Закрепить имеющиеся у детей знания о природе, продолжать формиовать бережное отношение к ней, развивать логическое мышление, фаназию, воображение.

Материал и оборудование. Картинки с изображениями животных, насекомых, растений (волк, заяц, медведь, лиса, муравей, бабочка, черепаха, белка, жук); картинки, на которой нарисованы еж, его домик и две дорожки к нему: длинная и короткая; самодельные бумажные корзинки и цветы; обручи, кегли; чистые листы бумаги для рисования.

Ведущая. Сегодня у нас праздник почемучек. И в гости к нам придет Главный Почемучка. Пока он добиратся до нашего детского сада, давайте вспомним стихи и песни о весне, которые мы учили на занятиях (по выбору воспитателя и музыкального руководителя).

Главный Почемучка.
А вот и я! Почемучка я, друзья!
Почему трава растет? С неба дождь рекою льет?
Почему иголки у ежа и иголки есть у елки?
Дым клубится почему? Ну никак я не пойму!
Звезды ночью лишь горят... Днем они,наверно, спят?
С этими «почему?» обратиться мне к кому?

Ведущая. К детям нашей группы, конечно! Они многое узнали за этот год и смогут ответить на твои вопросы.
Главный Почемучка загадывает загадки — дети отгадывают их и показывают соответствующие картинки.

• Вот бежит комочек пуха, у него большое ухо... (Заяц.)
• Гляжу: опавший лист опять взлетел на ветку. То... была (бабочка).
• Она спит, но кур считает... (Лиса.)

Главный Почемучка. Вы, наверно, очень любите природу и знаете, как надо защищать попавших в беду лесных обиателей.

Ежик (показывает картинку) не знает, как попасть домой, помогите ему. (Дети должны выбрать короткую дорожку.)
Жук (показывает картинку) упал на спину. Он может умереть, если вы не поможете ему... (перевернуться).
А вот голодные белки (показывает каринку). Как их спасти от беды? (Рисуют грибы, орехи.)
Молодцы! Дарит детям самодельные бумажные корзинки.)
А теперь давайте посоревнуемся: как пройти через болото? (Перепрыгивают из обруча в обруч, с кочки на кочку.)
А как идти по лесу, не задевая кустики? (Бегут змейкой между кеглями. )
Кто по описанию быстрее догадается, что это за зверь? Большой, серый, зубы острые; когда он голоен, никому пощады не будет. (Волк. Называют и показывают соответствующую картинку. )
Маленький, да удаленьий, очень трудолюбивый, живет в большой и дружной семье. (Муравей.)
Очень любит мед, но и пчел очень боится, а зимой любимое развлечение — лапу сосать. (Медведь. )
Свой дом на себе носит, а дом ее такой надежный, что защищает даже от самых страшных врагов. (Черепаха. )
Молодцы! Возьмите эти цветы и давайте все вместе потанцуем.

Ведущая. Вот и пришло время прощаться. Скажем «до свидания» Главному Почемучке и пообещаем друг другу, что следующая наша встреча пройдет еще интереснее.



 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz