отрывок из книги Б.П.Никитин "Интеллектуальные игры" изд.ЛИСТ
Сначала это был строгий математический тест,
который мы разработали, чтобы измерять "уровень математического
развития" детей. Но дети восприняли его по-своему, и
мы увидели в нем прекрасный материал для развития математического
мышления, для обучения счету и усвоения нумерации, причем
материал, к которому можно возвращаться много раз и на протяжении
5-6 лет, добавляя к знакомым уже и разгаданным задачам все
новые и более сложные.
Как сделать игру
На цветной бумаге начертите 44 квадрата (60 х 60 мм), нарисуйте
на них точки и цифры, как показано на риc. На красных квадратах
точки располагаются линейно, на желтых - по треугольнику,
а на зеленых - по окружности и в центре. Величина точек (черных
кружков) должна быть не менее 5 мм диаметром. Затем наклейте
их на картон, высушите под прессом и разрежьте на отдельные
квадраты. Квадраты будут 4 видов: красные, желтые, зеленые
с черными точками и белые с черными цифрами. Для хранения
квадратов необходима коробка (60х65х90 мм) с крышкой. Внутри
коробки можно сделать перегородку (1/4 длины), чтобы складывать
отдельно квадраты с точками и квадраты с цифрами. Полукруглые
вырезы в перегородке и в торцовых стенках (рис. 34) намного
облегчат пользование коробкой.
Внимание!
Вы можетет скачать готовые карточки (CorelDraw 6.0) в zip-файле
11 кб.
Распечатайте на цветной бумаге (понадобится 3 листа разного
цвета) и наклейте на картон.
Как играть
Разложите сами на столе все квадраты по порядку. Это основное
задание (4) игры, которое сначала делится на части, а потом
дополняется различными вопросами-заданиями, постепенно усложняясь.Вы
понимаете, какое "математическое образование" надо
иметь ребенку, чтобы справиться с таким заданием. Тут уже
надо и различать цвета, и считать до 10, а если точки идут
по кругу, то подсчитать не так-то просто: то "пересчитаешь",
то "недосчитаешь", тут надо знать, что "порядок"
означает увеличение числа точек на одну в каждом следующем
квадрате, и т.п.
На первый взгляд может показаться, что эта игра по силам только
школьникам 1-2-го классов, т. е. 7-8-летним детям, а в нашей
семье этого уровня уже достигают малыши между 3-4 годами,
да и не только, конечно, в нашей, а всюду, где начинают игры,
подобные "Точечкам", с 1,5-2 лет. Поэтому и мы начинаем
с заданий, значительно более простых, чем задание 4.
"Игровая ситуация" тем более нужна, чем младше ребенок.
Здесь так же надо увлекаться самому взрослому и очень чутко
поддерживать каждый успех, каждый шаг ребенка вперед, так
же иногда "забывать" об игре на некоторое время,
чтобы потом вернуться к ней, как к новой, и так же руководствоваться
интересом и увлеченностью ребенка и ни в коем случае "не
перегибать палку", не заставлять играть, ибо тогда игра
"умрет" немедленно.
Задание к игре
1. Разложить квадраты по цвету. Для этого высыпьте квадраты
на стол, а малышу скажите: "Давай наведем порядок в квадратах!"
(лучше на фоне какой-нибудь сказочной ситуации). Для этого
надо:
а) перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы
видны были точки;
б) собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло 4 стопки;
в) разложить их в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета.
От маленьких, не умеющих считать, не надо добиваться никакого
порядка, а похвалите, какие красивые цветные дорожки у них
получились
.
2. Разложить квадраты чуть-чуть по порядку. Предложите ребенку
разложить квадраты по цвету - желтые, зеленые, красные (как
в задании 1). Затем в каждом ряду найти квадраты без точек,
положить их первыми слева и затем рядом квадраты с одной точкой.
Квадраты, где нет точек ("ноль точек"), узнают даже
не умеющие считать, поэтому такое задание как раз для малышей,
которые знают только два числа: "один" и "много".
3. Разложить красные квадраты по порядку. Постепенно малыш
раскладывает правильно квадраты от 0 до 2 точек, потом до
3, 4 и т.д. Остальные квадраты пусть следуют в беспорядке,
хотя иногда дети укладывают их примерно правильно, чувствуя
интуитивно, на глаз, где больше точек и где меньше.
Радуйтесь, подчеркивайте, записывайте в дневник, что "сегодня
Ваня положил по порядку квадраты: 0, 1,2, 3, 4", ждите
с нетерпением каждого следующего шага (до 5, 6, 7, 8 точек
и т. д.), но предлагайте "Точечки" для игры только
тогда, когда вы совершенно уверены в желании малыша взяться
за них. В противном случае отложите игру на неделю, на месяц
и вспомните о ней тогда, когда увидите, что Ваня безошибочно
откладывает 5 кубиков.
В этот период следует использовать и все случайные возможности
для обучения счету: "Принеси, Ваня, 3 чайные ложки!",
"А сколько у Вани белых пуговичек на курточке?",
"Давай сосчитаем, сколько у нас ступенек на крылечке!",
"Достань, пожалуйста, из корзинки еще 4 картошки!"
и т. д. Мы еще повесили на стену "Таблицу сотни",
до которой Ваня достает руками и, показывая числа, называет
их по порядку, запоминая одновременно и вид самих цифр, и
порядок их следования. И есть еще маленькие и большие счеты,
на которых отсчитывать косточки тоже приятно. В такой "математической
атмосфере", где взрослые не боятся считать сами и привлекать
к этому малыша, дети относятся к счету как к игре. Мы как-то
даже вишнями лакомились, решая задачу: косточки складывали
на квадраты клеенки точно в таком порядке, как в игре "Точечки".
4. Разложить все квадраты по порядку. Когда ваш ребенок освоит
счет до 10, то ему можно предложить разложить сначала 1 ряд
с точками, затем перейти к раскладыванию 2 и 3 рядов одновременно.
Но как далеко еще от того легкого и свободного обращения с
числами первого десятка, которое мы, взрослые, считаем привилегией
только старших. Тут помогают такие дополнительные задания:
а) кто найдет быстро, где лежит квадрат с 5-ю (с 6-ю, 7-ю,
8-ю и т. д.) точками? Такое задание тоже сначала выполнить
нелегко. Этому может помочь раскладывание ряда с цифрами;
б) кто сумеет положить квадраты с цифрами по порядку? Здесь
малыш должен выдержать два "порядка": во-первых,
последовательность чисел натурального ряда, а во-вторых, каждая
цифра должна быть в одной колонке с квадратами, где число
точек равно числу, обозначаемому цифрой, т. е. 5 должно быть
в одной колонке с квадратами с пятью точками, б-с шестью и
т. д.
Теперь, когда все 44 квадрата уложены в 4 ряда, задание а)
выполнять легко. Цифра говорит, сколько на квадрате точек.
Хорошо, если малыш почувствовал это преимущество, как взрослые
ощущают его в нумерации страниц, домов, квартир, телефонов
и т. п.;
в) кто быстрее разложит все квадраты по порядку (на время)?
Продолжительность раскладывания всех 44 квадратов в этом случае
- решающий фактор. Здесь не только происходит самосовершенствование
(улучшение собственных "рекордов"), но, главное,
начинается выработка своеобразной системы быстрой разборки
и раскладки беспорядочно перемешанных квадратов. Попробуйте
сделать o такую работу за 2,5-2 минуты и сразу почувствуете,
что это не так просто. А подобную работу приходится ежедневно
делать почтальонам при разборке почты, библиотекарям, бухгалтерам
и многим другим работникам, связанным с систематизацией и
каталогами. Запишите, за сколько минут справляется малыш с
большой работой по наведению порядка в квадратах, и поощряйте
каждый сдвиг, каждый успех.
5. Уберите предварительно из коробки желтый квадрат без точки
и 2 зеленых (ноль и одна точка), и пусть ребенок ответит,
сколько зеленых (красных, желтых, белых) квадратов в одном
ряду?В каком ряду их больше? Для этого надо разложить все
квадраты по порядку, а потом только считать их.
6. Сколько точек на 5 первых зеленых квадратах (на 5 желтых,
красных)? Сколько точек на 6, 7, 8, 9 квадратах? Сосчитывать
точки малыши начинают простым пересчитыванием, а это, во-первых,
медленно, а во-вторых, не гарантирует от ошибок. Как же сосчитать
быстро и точно ?
7. Какие квадраты сложить по 2 вместе, чтобы получилось в
каждой паре квадратов по 10 точек? (0+10, 1+9, 2+8, 3+7, 4+6,
5+5.) Какие квадраты надо сложить по 2, чтобы получилось по
9 точек в каждой паре квадратов?
8. Сколько всех квадратов в игре? Сначала можно спросить,
сколько белых квадратов, затем сколько цветных, сколько квадратов
каждого цвета?
9. Сколько точек в одном ряду квадратов (желтом, красном,
зеленом)?
Чему равна сумма чисел на квадратах с числами? Если вспомнить
задание 7, то можно, почти не считая, сразу сказать результаты,
потому что вместо счета единицами тогда можно считать десятками.
Но к такому способу надо прийти обязательно после обычного
пересчета, чтобы видна была громадная разница в обоих способах.
Идеально было бы, если бы ребенок сам дошел до идеи считать
десятки, но... это уже целиком зависит от искусства родителей
и воспитателей, сумеют ли они рядом заданий игры и своими
вопросами привести его к такой мысли или нет.
10. Сколько точек в 3 рядах квадратов? В заданиях 9 и 10 будет
вырабатываться система быстрого и безошибочного счета, которую
потом можно будет применять в самых разных случаях, причем
безошибочность является не менее ценным преимуществом, чем
быстрота работы.
11. Что одинакового в квадратах одного ряда? Такой вопрос
можно задать после обычного "разложи по порядку"
и отметить себе, что заметит ребенок из имеющейся в ряду общности
(одинаковая форма всех карточек - квадраты, размер квадратов,
цвет, материал, цвет и размер точек на карточках; порядок
размещения точек на карточках - по кругу, по треугольнику,
по линиям и др.). Что одинакового в карточках всех 4 рядов?
12. Можно ли разложить все цветные квадраты в стопки по 10
точек в каждой? По 9 точек в каждой? (Отложив в сторону лишь
квадраты с 10 точками.) По 15 точек в каждой? Сколько таких
стопок получится?
13. а) Есть ли в игре 2 совершенно одинаковых квадрата?
б) Что различного в квадратах одного ряда?
в) Чем различаются квадраты всех 3 рядов? (Цветом каждого
ряда, количеством точек в квадратах одного ряда, расположением
точек на квадратах разных рядов и др.)
Этими заданиями не исчерпывается познание свойств 44 квадратов,
и, когда вы начнете играть, то, конечно, придумаете еще много
других заданий.
|