из книги "Энциклопедия для мам и пап"
под. редакцией академиков РАМН Г.М.Соловьёвой и В.А.Таболина
КОМПЛЕКС 1 (1
- 2 МЕСЯЦА)
...
КОМПЛЕКС 6 (11-12 МЕСЯЦЕВ)
КОМПЛЕКС 7 (от 1 до 1,5 ГОДА)
КОМПЛЕКС 8 (1,5-2 ГОДА)
КОМПЛЕКС 9(2-2,5 ГОДА)
КОМПЛЕКС 10 (2,5 - 3 ГОДА)
КОМПЛЕКС
1 (1 - 2 МЕСЯЦА)
1. Массаж рук (поглаживание). Исходное положение (И.
п.) - ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Большой палец
правой руки вложить в левую кисть ребенка и слегка ее придерживать.
Левой рукой поглаживать внутреннюю, а затем наружную поверхность
левой руки ребенка от кисти к плечу. Повторить 8 - 10 раз.
Правую руку ребенка массировать правой рукой.
2. Массаж ног (поглаживание). И. п.-то же. Правую ногу
ребенка положить на правую ладонь, а левой рукой поглаживать
от стопы к паховому сгибу по задней, а затем наружной поверхности
голени и бедра. Повторить 8 - 10 раз. Левую ногу масси- ровать
правой рукой.
3. Массаж стоп (растирание). И. п.-то же. Правую ногу
ребенка приподнять за голень левой рукой. Тыльной стороной
пальцев правой руки растирать подошвенную поверхность стопы
в направлении от пальцев к пятке и обратно. Повторить 10 -
12 раз.
4. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев. И. п.-то
же. Левой рукой удерживать ступню ребенка. Указательным пальцем
правой руки нажимать на ступню чуть ниже основания пальцев.
Пальцы и подошва при этом будут сгибаться. Тем же пальцем
затем с нажи- мом проводить по наружной части подошвы от пальцев
к пятке. По- вторить 5 - 6 раз для каждой ноги.
5. Упражнение для туловища. И. п.-то же. Взяв ребенка
за верхнюю часть туловища и не нажимая сильно на ребра, легко
покачивать его влево и вправо. Повторить 6 - 8 раз. 6. Массаж
живота (поглаживание). И. п.-то же. Тыльной стороной пальцев
правой руки поглаживать левую часть живота ребенка и одновременно
левой рукой - правую часть живота. Повторить 6 - 8 раз.
Этот комплекс массажных приемов рекомендуют выполнять в течение
недели с месячного возраста. Затем каждую неделю к нему добавляют
по одному из следующих массажных приемов или рефлекторных
упражнений.
7. Массаж груди. И. п.-то же. Обхватить грудную клетку
ребенка кистями так, чтобы большие пальцы впереди касались
друг друга. Передвигать руки от середины к бокам по ходу межреберных
промежутков, слегка нажимая больши- ми пальцами на грудные
мышцы. Повторить 6 - 8 раз.
8. Рефлекторное разгибание позвоночника. И. п. - ребенок
лежит на левом боку ногами к матери. Слегка нажимая двумя
пальцами левой руки, проводить ими вдоль позвоночника от крестца
к шее. Правой рукой нужно придерживать таз ребенка. При этом
ребенок прогибает позвоночник. Проделать на каждом боку 2
- 4 раза.
9. Массаж спины (поглаживание). И. п. - ребенок лежит
на животе ногами к матери, руки - под грудью. Поглаживать
обеими ладонями спину ребенка от шеи к ягоди- цам, а в обратном
направлении (к голове) - тыльной стороной ладо- ней и пальцев.
Повторить 6 - 8 раз.
10. Массаж ног (разминание). И. п.-то же. Придерживая
левую ногу ребенка правой рукой, разминать левой заднюю и
наружную поверхности голени и бедра. Повторить 4 - б раз.
Правую ногу массировать правой рукой.
11. Массаж ягодиц (похлопывание). И. п. -то же. Тыльной
поверхностью пальцев обеих рук легко похлопывать по ягодицам
ребенка. Повторить 10 - 12 раз, меняя руки.
12. Рефлекторное ползание. И. п. то же. Согнуть ноги
ребенка в коленях и соединить стопы так, чтобы они упирались
в ладонь взрослого. Подталкивать подошвы согнутых ног. Когда
ребенок будет отталкиваться ими и стараться продвигаться вперед,
руку нужно держать неподвижно. Проделать 2 - 4 раза.
При выполнении этого комплекса массажных приемов и рефлекторных
упражнений необязательно каждый раз использовать все его элементы,
если их выполнение будет занимать более 15 минут.
...
КОМПЛЕКС 6(11-12 МЕСЯЦЕВ)
1. Ходьба с поддержкой. И. п. ребенок, поддерживаемый
взрослым, стоит на столе. Поддерживая малыша, побуждая его
переступать по столу. По- вторить 2 - 3 раза по 2-4 шага.
2. Доставание игрушки. И. п. - ребенок лежит на груди,
опираясь руками о стол. Взяв ребенка за бедра, приподнять
его над столом так, чтобы он опирался на руки, и побуждать
его достать игрушку, которая лежит перед ним. Повторить 2
- 3 раза.
3. Самостоятельная ходьба. И. п. - ребенок стоит на
столе. Предоставить ему возможность самостоятельно ходить,
предох- раняя от падения (держать по бокам или за спиной).
Целесообразно обучать малыша ходьбе с помощью различных предметов,
за которые он может держаться. Повторить 2 - 3 раза.
4. Передвижение за игрушкой на четвереньках. И. п.
- ребенок стоит на четвереньках на столе. Положить перед ним
игрушку и побуждать его ползти к ней. По- вторить 2 - 4 раза.
5. Активное прогибание спины. И. п. - малыш лежит на
спине. Захватив ноги ребенка левой рукой за голеностопные
суставы, слегка приподнять его таз и туловище, удерживая спину
правой ру- кой и побуждая ребенка прогибать ее с опорой на
плечи и голову. Повторить 2 - 3 раза.
б. Переход в положение сидя. И. п. - ребенок лежит
на спине. Придерживая ребенка левой рукой за бедра, побуждать
его пе- рейти в положение сидя без поддержки за руку. Повторить
2 - 3 раза.
7. Вставание. И. п. - ребенок сидит на столе. Взяв
ребенка правой рукой за левую ручку, побуждать его встать
на ноги. Повторить еще 2 раза.
8. Приседание. И. п. - ребенок, поддерживаемый за туловище,
стоит. Побуждать малыша приседать и вставать, выпрямляя ножки.
По- вторить от 4 до 6 раз.
9. Самостоятельное стояние. И. п. - ребенок, поддерживаемый
за руку, стоит на столе. Отнимая руку, побуждать ребенка самостоятельность
стоять, обе- регая его от падения. Выполнять упражнение 20-30
с.
10. Приплясывание. И. п. - ребенок, поддерживаемый
взрослым, стоит на столе. Побуждать ребенка переступать ножками,
приседать, приплясы- вать в течение 1 - 2 минут.
Занятия детьми следует начинать более легких упражнений и
постепенно переходить к более сложным. При этом нужно помнить,
что все дети разные, а потому необходимо учитывать индивидуальные
особенности ребенка. Но, как правило, дети предпочитают разнообразные
упражнения, однотипные быстро утомляют их. Не стоит заниматься
с малышом дольше установленного времени. Гимнастика должна
вызывать у него положительные эмоции. В противном случае он
будет плакать и в конце концов откажется от занятий.
КОМПЛЕКС 7 (от 1 до 1,5 ГОДА)
1. Ходьба по дорожке. На полу обозначают мелом дорожку
шириной 30-40 см и длиной 2 -3м и предлагают ребенку самостоятельно
пройти по ней в оба конца, соблюдая равновесие. Повторить
2 - 3 раза.
2. Приседание, держась за палку. Взрослый держит палку
за один конец, а ребенок - обеими руками за другой. По команде
взрослого "Сядем!" оба приседают, не отпуская палки. Повторить
от 4 до 6 раз.
3. Подбрасывание мяча. Малыш стоит и держит в руках
большой мяч. Подбрасывает мяч вверх и вперед, а затем поднимает
его с пола. Повторить от 4 до б раз.
4. Проползание через обруч. Взрослый держит обруч,
через который ребенку видна яркая игрушка, с которой он любит
играть. Ребенок должен проползти через обруч и выпрямиться.
Можно положить игрушку на стул. Тогда ребенок будет к ней
еще и тянуться. Повторить от 4 до 6 раз.
5. Катание мяча. Ребенок сидит на полу, широко расставив
ноги, и старается прокатить большой мяч вперед по начерченной
мелом дорожке шириной 40 - 50 см. Повторить 6 - 8 раз.
6. Перешагивание через палку. На пол кладут две палки
на расстоянии 25-30 см одна от другой. Предлагают ребенку
перешагивать через одну, затем через другую палку, сохраняя
равновесие. Повторить 3 - 4 раза.
7. Сгибание и разгибание туловища. Ребенок сидит на
коленях взрослого, который своими бедрами зажимает его голени.
Ребенок наклоняет туловище вперед и назад. Повторить 3 - 4
раза.
8. Залезание на какой-либо предмет. Вначале предлагают
ребенку залезть на ящик высотой 10 - 15 см, затем на диван
высотой 40 см. Повторить 2 - 3 раза.
9. Бросание мяча. Ребенок держит в каждой руке по малому
мячу и поочередно бросает их вперед. Повторять от 4 до б раз.
10. Игра "Догоню-догоню". Взрослый пытается догнать
убегающего от него ребенка. Одна попытка -30-40 секунд. Продолжительность
занятий 12 - 15 минут.
КОМПЛЕКС 8(1,5-2 ГОДА)
1. Ходьба по наклонной доске. Укрепляют доску, приподняв
один конец на 20- 25 мс от пола. Слегка помогая малышу, побуждают
его подниматься и спускаться по доске. Повторить от 4 до 6
раз.
2. Подползание под веревку. Вешают веревку на высоте
25 - 35 см. Показывая ребенку игрушки по другую сторону веревки,
побуждают его подползать под веревку и выпрямляться, доставая
игрушку. Повторять от 4 до 5 раз.
3. Перелезание через бревно, скамейку. Побуждают малыша
перелезть через бревно или скамейку, установленные в сады.
При этом слегка помогают ему. Повторить 2 - 3 раза.
4. Поочередное поднимание ног. Ребенок лежит на коврике
(дома) или на травке (в саду). Взрослый держит горизонтально
палку на уровне 40-50 см от пола (земли). Малыш поочередно
пальцами то одной, то другой ноги пытается достать палку.
Проделать по 3-4 раза каждой ногой.
5. Ползание на четвереньках. На полу лежит широкая доска,
покрытая ковриком. Ребенок, стоя на четвереньках, пытается
продви- гаться по доске. Проделать 3 - 4 раза.
6. Бросание мяча в цель. Малыш держит в руке мяч. Побуждайте
его бросать мяч в горизонтально расположенную цель - корзину,
поставленую на расстоянии метра. Повторять от 4 до 6 раз.
7. Лазание по лесенке. Ребенку помогают взбираться
по лесенке на высоту 1,5 м. Повторить 2 раза.
8. "Спрячь флажок". Ребенок сидит на стульчике и держит
в руках два флажка. По команде взрослого поднимает руки с
флажками вверх, вытягивает их перед собой, сильно наклоняясь
вперед, затем прячет флажки под стульчик. Повторить от 3 до
5 раз.
9. Ходьба по доске. На полу лежит доска шириной 25
- 30 см, Малыш проходит по ней с поднятыми в стороны руками.
Затем ту же доску устанавливают горизонтально на высоте 15
- 20 см. Ребенок потеряет упражнение. Выполнять 2 - 3 раза.
10. Игра в "лошадки". Взрослый, закрепив "вожжи" на
плечах ребенка предлагает ему побегать, удерживая малыша "вожжами"
от чрезмерно быстрого темпа. Проводить игру в течение 40 -
50 секунд.
Продолжительность занятия 15-18 минут.
КОМПЛЕКС 9(2-2,5 ГОДА)
1. Ходьба по кружкам. Мелом чертят на полу несколько
кружков диаметром 50-70 см. Побуждают ребенка перешагивать
из одного кружка в другой, стараясь не наступать на черту.
Повторять от 4 до 6 раз.
2. Поднимание туловища. Малыш ложится на коврик на
живот. Упираясь руками в пол, приподнимает туловище и выпрямляет
руки. Проделать 3 - 4 раза.
3. Приседание. Ребенок, держась за спинку стульчика, приседает,
как бы прячась за него , и выпрямляется. Повторить 3 - 4 раза.
4. Хлопки. Ребенок стоит с опущенными руками, затем
хлопает в ладоши перед собой и над головой, как бы ловя комара.
Повторить 6 - 8 раз.
5. Сесть и лечь. Ребенок лежит на коврике, закрепив
выпрямленные ноги под шкафом, или их удерживает взрослый.
Побуждайте его сесть, а затем снова лечь, не сгибая ног. Повторить
2 - 3 раза.
6. Лазание. Малыша побуждают взобраться на 3-4 ступеньки
стремянки или лесенки и слезть с нее приставным шагом. Повторить
2 - 3 раза.
7. Бросание мяча. Ребенок стоит и держит в руке мяч.
Его побуж- дают бросать мяч в установленную вертикально цель
- обруч диаметром 50 - 60 см, прикрепленный к стенке на уровне
глаз ребенка на расстоянии 80- 100 см. Повторить 3 - 4 раза.
8. Перешагивание через веревку. Закрепляют веревку
на высоте 22-28 см над полом, ребенок перешагивает через нее
в одну и другую сторону, стараясь поднять ногу повыше. Повторить
2 - 4 раза.
9. "Достань предмет". Малыш садится на коврик. Рядом
с ним кладут различные мелкие предметы: кубики, кольца и т.
д. Ребенка побуждают доставать предметы, которые взрослый
называет, и, поворачивая туловище, класть их на другую сторону
от себя. Выполнить по 2-3 раза в каждую сторону.
10. Игра "Догони мяч". Взрослый подзывает к себе ребенка,
бросает мяч подальше от него и предлагает ему побежать и принести
мяч. Повторить от 4 до 6 раз. Продолжительность занятия 18
- 20 минут.
КОМПЛЕКС 10 (2,5 - 3 ГОДА)
1. Ходьба на носках. Малыш ходит по комнате на носках
в течение 1 минуты, затем 20 - 30 секунд бегаете и снова ходит
1 - 1,5 минуты.
2. Поднимание рук. Ребенок ложится на коврик животом
вниз и берет в вытянутые руки палку. Взрослый приподнимает
палку на вы- соту 25 - 30 см, побуждая ребенка тянуться вверх.
Повторить 3 - 4 раза.
3. Поднимание ног. Ребенок лежит на коврике спиной
вниз. Взрос- лый держит над его ногами горизонтально палку
на расстоянии 25-30 см от них и побуждает малыша поочередно
или одновременно поднимать ноги и касаться ими палки. Повторить
3 - 4 раза.
4. Бросание и ловля мяча. Ребенок держит в руках мяч
среднего размера - диаметром 12- 15 см, стоя на расстоянии
100- 120 см от взрослого. Подняв мяч вверх и назад, он бросает
его взрослому из-за головы. Взрослый, поймав мяч, бросает
его ребенку. Повторять от 4 до 6 раз.
5. "Велосипед". Малыш лежит на спине, слегка согнув
ноги. Поочередно сгибая и разгибая их, имитирует езду на велосипеде.
Проделать 3 - 4 раза каждой ногой.
6. "Киска". Ребенок лежит на спине. Поворачиваясь на
бок, подтягивает ноги к животу, кладет руки под щеку, изображая
спящую кошку, затем "просыпается" - встает на четвереньки,
прогибает спи- ну. Повторить 3 - 4 раза.
7. Повороты. Малыш лежит на спине, подняв вверх прямые
руки и выпрямив ноги. В таком положении он поворачивается
на бок, затем на живот, на другой бок и снова на живот, на
другой бок и снова на спину. Выполнять по 2-3 раза в каждую
сторону.
8. Ходьба с палкой за спиной. Ребенок держит палку
длиной 60 см и диаметром 1-1.5 см за спиной и ходит по комнате,
высоко подняв голову и не сгибая туловища. Продолжительность
ходьбы 30 - 50 секунд.
9. Подбрасывание мяча. Малыш держит в руках мяч диаметром
12 - 15 см, затем подбрасывает его вверх впереди себя. Повторить
3 - 4 раза.
10. Ходьба по спиральной дорожке. На полу мелом рисуют
спи- ральную дорожку длиной 3 -4м и шириной 25 - 30 см. Ребенок
идет по дорожке сначала на пятках, затем обычным шагом, стараясь
не наступить на черту. Проделать по 2 раза в ту и другую сторону.
II. Бег на носках. Малыш бежит по комнате под удары
в бубен или хлопки в ладоши, соблюдая указанное направление
и ритм.
12. Ходьба на всей ступне. Ребенок ходит по комнате,
положив руки за голову и стараясь держаться прямо (1 - 1,5
минуты).
Продол- жительность занятия 20 - 25 МИНУТ.
|