Безруких
М.М., Филиппова Т.А.
Азбука предназначена для комплексной подготовки к школе
детей 5-6 лет. Построение занятий учитывает возрастные особенности
развития дошкольников.
Научный руководитель серии «Школа для дошкольника» доктор
биологических наук, член-корреспондент Российской академии
образования, лауреат премии Президента Российской Федерации
в области образования, директор Института возрастной физиологии
Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.
В основу данной программы положены результаты многолетних
исследований Института возастной физиологии РАО. Значительные
изменения, происходящие в организме ребёнка на этом этапе
возрастного развития, и его чувствительность к любым воздействиям
заставили авторов многократно проверять предлагаемые методики
занятий и оценивать состояние здоровья и разития детей, занимавшихся
по этой программе.
Занятия с каждым ребёнком необходимо строить на основе его
индивидуальных особенносей. При разработке программ индивидуального
адаптивного развития необходимо учитывать функциональные возможности
и возрастные особенности ребёнка, его адаптивные возможности
и ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего
развития. Комплект «Азбука» предназначен для такой индивидуальной,
дифференцированной работы с детьми 5—6 лет при подготовке
к школе. Комплект — это «Азбука» — книга для совместной работы
взрослых (педаго- гов, родителей, воспитателей) и ребёнка
и 4 рабочие тетради для выполнения разнообразных практических
заданий.
Комплект рекомендован Федеральным экспертным советом по общему
образованию Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации.
Концепция программы
Цель комплекта — КОМПЛЕКСНАЯ подготовка к школе, развитие
значимых для школы функ- ций, таких, как организация деятельности,
общее (интеллектуальное) развитие, зрительно-пространственное
восприятие, зрительно-моторная координация, тонко-координированные
движения, фонематический слух, внимание, память, мышление.
Комплексный синтетический подход, на основе которого выстроены
все занятия в «Азбуке» и рабочих тетрадях, учитывает следующие
принципы проведения занятий с дошкольниками:
1. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему
виду деятельности 5—6-летне- го дошкольника — игре.
2. Принцип комплексности — на каждом занятии уделяется внимание
решению каждой из вышеперечисленных задач.
3. Принцип последовательности — по мере накопления знаний
и овладения навыками и технологией работы содержание занятий
расширяется и углубляется.
4. Принцип тематического планирования занятий. Общая тема
занятий и работа с тематически- ми листами способствуют расширению
кругозора, обогащению словарного запаса, формированию новых
понятий, повышению эмоциональной значимоти занятий.
5. Принцип «рисования речи». В соответствии с концепцией Л.
С. Выготского о поэтапном освоении письменной речи, «вхождение»
ребёнка в письменную речь необходимо организовать как переход
от рисования вещей к рисованию слов. С этой целью под каждым
рисунком предмета написано слово, его обозначающее, таким
образом ребёнка подводят к открытию того факта, что «рисовать
можно не только предметы, но и речь».
6. Принцип позиционного чтения, которому соответствует метод
попарного введения гласных букв, разработанный Д. Б. Элькониным,
при котором детям сразу открывается общий способ чтения —
ориентации на гласную букву, следующую за согласной.
7. Принцип системности изложения материала.
Одинаковая последовательность изучения букв в «Азбуке» и рабочих
тетрадях даёт возможность родителям или педагогам тесно связать
занятия по подготовке к чтению, письму и комплексному (общему)
развитию.
Занятия по программе с использованием данного комплекта способствуют
решеию следующих познавательных функций:
1. Организация деятельности:
• умение воспринимать инструкцию (задание) и по инструкции
выполнять действие в соответствии с поставленной задачей;
• умение планировать свою деятельность, т. е. действовать
по определённому плану, а не хаотично, методом проб и ошибок;
• способность выполнить задание до конца и оценить качество
его выполнения;
• способность самостоятельно найти и исправить ошибку в своей
работе, не ожидая конкретных указаний (сделай так, так и так);
• способность сосредоточенно, без отвлечения, выполнять задание
в течение 10—15 минут.
2. Общее (интеллектуальное) развитие:
• элементарный запас сведений об окружающем мире, о себе,
своей семье, быте и умение пользоваться ими;
• способность к систематизации и классификации (находить общее
и различие пред- метов, явлений, процессов) и способность
к анализу простых причинно-следственных связей;
• cnocобность к активному наблюдению, восприятию;
• умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, высказывать
собственные элементарные суждения, делать простой логический
вывод (продолжить словесное рассуждение или образное действие).
3. Развитие речи:
• развитие фонематического слуха, правильное произношение
всех звуков родного языка и способность к простейшему звуковому
анализу слов (может выделить звук в начале, середине или конце
слова);
• обогащение словарного запаса, позволяющее ответить на вопрос,
самостоятельно сформулировать вопрос, выразить мысль, описать
событие;
• умение грамматически правильно строить предложение, правильно
использовать предлоги, приставки, союзы и полно ответить на
вопрос и самостоятельно построить предложение:
• умение самостоятельно рассказать знакомую сказку, составить
связный рассказ по картинкам, овладение звуковой стороной
речи — темпом и интонацией (в речи нет нарушений темпа, запинок,
растягиваний слов, пауз в середине слова и т. п.).
4. Развитие внимания и памяти:
• способность сохранять внимание в течение 10-15 минут(не
требует дополнительных инструкций, внешней организации внимания);
• способность переключаться с одного вида деятельности на
другой (не отвлекаться на посторонние внешние раздражители);
• способность запомнить 10 не связанных между собой слов при
3—4-кратном повто- рении;
• способность запомнить 10—12 слов при подкреплении запоминания
наглядными образами;
• способность группирования предметов, объектов, ситуаций
по смыслу.
5. Развитие движений:
• уверенное владение всеми бытовыми действиями (еда вилкой,
ложкой, расстёгивание пуговиц, чистка зубов, одевание, раздевание,
шнурование ботинок и т.п.);
• умение хорошо ходить и бегать, прыгать, кататься на трёхколёсном
велосипеде (способен научиться ходить на лыжах, кататься на
коньках, плавать, играть в теннис, прыгать через прыгалку
и т.п.);
• умение хорошо ориентироваться в пространстве (способен выполнить
движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз,
направо, налево и т. п.);
• умение играть с конструкторами, манипулировать мелкими деталями;
• рисование, раскрашивание, выполнение графических движений
(умеет чертить вер- тикальные и горизонтальные линии, нарисовать
круг, треугольник, квадрат).
6. Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной
координации:
• способность находить часть от целой фигуры, конструировать
фигуры из деталей по образцу (схеме);
• способность дорисовать элементы, детали, части фигур по
образцу:
• способность классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету,
направлению штрихов и другим признакам;
• способность копировать буквы, цифры, соблюдая размерность
и направленность штрихов и элементов;
• способность срисовывать (копировать) простые геометрические
фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры,
соотношение и направленность штрихов.
7.Развитие интегральных умений, способствующих восприятию
буквы и её запоминанию:
1) зрительно-пространственного восприятия:
• формирование зрительного восприятия;
• формирование пространственного восприятия;
• формирование зрительно-пространственных интеграций;
• развитие зрительной памяти;
2) зрительно-моторной функции:
• развитие тонко-координированных движений рук;
• развитие зрительно-моторных интеграций;
• освоение правильной позы при письме, правильного положения
тетради, правильного способа держания ручки;
• обучение работе на плоскости листа, в строке разной величины;
• обучение выполнению элементарных графических движений (с
учётом биомехани- чески целесообразной траектории движений).
7. Формирование положительной мотивации к различным
видам учебной деятельности, чему в значительной степени способствует
игровая форма проведений занятий, большое разнообразие практических
заданий, их чередование и прекрасно иллюстрированный большой
фактический материал, расширяющий представление ребёнка о
человеке, видах его деятельности, животном и растительном
мире нашей планеты.
На страницах для взрослых даны необходимые подробные
рекомендации по органиации занятий с детьми, их продолжительности.
Кроме того, каждое занятие в «Азбуке» включает план проведения.
Сформулированный принцип комплексности реализуется при изучении
каждой буквы, так как предлагается целый блок заданий:
• дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения (с выполнения
имен- но этих заданий следует начинать занятие);
• дыхательные упражнения для формирования воздушной струи;
• артикуляционные упражнения — упражнения для губ и языка,
способствующие правильной артикуляции;
• чистоговорки;
• игры, способствующие развитию тонко-координированных движений;
• пальчиковая гимнастика от простых статических фигур до динамических
упражнений со стихотворным сопровождением;
• сделай букву;
• разнообразные графические задания (штриховки и раскрашивания
сначала буквенного рисунка, а начиная со второй тетради —
слогов в определённые цвета, с последующим получением законченного
рисунка, срисовывание, дорисовывание, рас- крашивание, рисование),
направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия
и зрительно-моторной координации, совершенствование тонко-координированных
движений руки;
• развитие речи (ответы на вопросы к тематическим листам,
составление сначала предложений с описанием предметов, изображенных
на листах, а по мере успешного выполнения этих заданий — составление
связного рассказа по картинке);
• развитие внимания (помоги найти родителей, найди лишнюю
семью);
• развитие памяти;
• знакомство с буквой — заглавной и строчной, нахождение различий;
• слоговое раскрашивание;
• игра «Волшебный мешочек» (развитие тактильной памяти);
• игра «Тень — загадка» (развитие образной памяти);
• игра «Как много профессий — хороших и разных!» способствует
не только развитию обратной памяти, но и умению систематизировать,
классифицировать новое.
В заключение можно сказать, что готовность к систематическому
обучению — это комплексная характеристика развития ребёнка.
Готовность — это определённый уровень социальных умений, включающих
умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию
и регулировать своё поведение и т. п. Готовность — это и определённый
уровень развития тех функций, без которых обучение невозможно
или затруднено (организация внимания и деятельности, речь,
развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторной
координации и др.). Готовность — это определённый уровень
личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку,
мотивацию. Нельзя не учитывать при определении готовности
состояние здоровья ребенка.
|
Безруких М.М.
1. Учимся писать буквы.
2. Прописи для первокласников с трудностями обучения
писму и леворуких детей.
|
1. Специальная методика развития ребёнка и подготовки
к обучению письму. Методика рассчитана на детей 5-6 лет. В
тетради дана серия заданий, позволяющих объективно оценить
возможности и особенности развития ребёнка и на этой основе
проводить индивидуальные развивающие занятия. Тетрадь включает
задания, направленные на развитие моторики, зрительного восприятия,
зрительно-моторных координаций. Задания учитывают особенности
возрастного развития графических движений ребёнка. 2. Специальная
методика обучения письму детей 6-7 лет. Методика учитывает
особенности ребят, у которых недостаточно сформирована моторика,
зрительное и зрительно-пространственное восприятие, есть трудности
организации внимания.
Уважаемые родители!
Каждый из вас хочет помочь своему ребенку подготовиться к
школе, научить его тому, что позволит успешно учиться. Для
многих первоклассников обучение письму — самая большая проблема.
Связано это с тем, что дети просто не подготовлены к письму,
к быстрому освоению курсивных букв, быстрому темпу письма.
Опыт показывает, что у многих из них очень мал опыт выполнения
графических заданий, рисования, нет необходимых моторных навыков
и затруднено выполнение сложнокоординированных движений руки,
не сформировано зрительное и зрительно-пространственное восприятие,
недостаточно развиты зрительная память и зрительно-моторная
координация.
Можно ли избегнуть этих проблем? Можно ли еще до школы подготовить
ребенка к письму, сделать процесс первоначального обучения
письму более спокойным и успешным? Безусловно, да, но... это
требует проведения целенаправленной и систематической работы
по подготовке к письму (начинать ее нужно хотя бы за год до
школы).
Ключевые моменты такой работы можно обозначить так:
—необходимо научить ребенка
1) правильно сидеть, правильно держать ручку и тетрадь. Без
этого умения все дальнейшие попытки могут быть безуспешными;
2) правильно выполнять основные линии и графические элементы:
прямые и наклонные линии (вертикальные и горизонтальные, полуовалы,
овалы, круги). При этом движения должны быть свободными, а
линии четкими, ровными;
3) различать, разделять и сличать различные сочетания линий,
фигур; выделять их из фона; запоминать эти линии и фигуры;
4) проводить поэлементный анализ фигур, их сочетаний, печатных
букв, цифр (т. е. выделять в целом отдельные части) и складывать
из частей целое;
5) копировать различные сочетания штрихов и фигур, срисовывать
с образца и рисовать их по памяти, соблюдая размерность, направление
штрихов, пропорции, соотношение элементов. Эти элементы подготовки
определяют развитие умений, небходимых для формирования первоначального
навыка письма (его технической стороны):
• умение правильно сидеть, держать ручку и тетрадь;
• умение рисовать ровные прямые и наклонные линии;
• умение правильно рисовать овалы и круги;
• умение различать линии, фигуры, буквы и находить их среди
других;
• умение правильно писать печатные буквы.
В этой тетради — система занятий, направленных на освоение
этих умений.
Внимание!
При выполнении любых графических заданий учите ребенка расслабляться
после каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть,
ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть и только затем делать следующее
движение). Если задания не получаются, рука идет «не туда»,
штрихи неровные, неуверенные (дрожание линии), если ребенок
напряженно держит ручку, очень нервничает — выполнять сложные
графические движе- ния еще рано. Не настаивайте, не подчеркивайте
неловкость, неумение ребенка и, прежде всего, постарайтесь
выяснить причины этих трудностей.
Следующие десять заданий позволят вам понять причины возникающих
трудностей.
• 1. Проверьте, умеет ли ребенок манипулировать мелкими предметами.
Дайте, например, пакет с пуговицами и попросите отделить мелкие
от более крупных, цветные от белых и т.п., а потом нанизать
их на леску или шнурок. Отметьте, как ребенок выполняет это
задание:
• уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+);
• очень медленно, неловко (-).
2. Попросите ребенка взять указательным и большим пальцами
правой или левой руки карандаш (ручку) и покрутить его.
• Получается, карандаш не падает (+).
• Не получается (-).
3. Попросите ребенка нарисовать несколько вертикальных и горизонтальных
линий, четырехугольник, квадрат, овал, круг.
• Получается — линии ровные, четкие, без разрывов, фигуры
с ровными линиями, четкими углами, овалы и круги правильной
формы (+).
• Не получается (-).
4. Попросите ребенка заштриховать небольшой рисунок. Предварительно
покажите, как это сделать. Оцените ровность, параллельность,
правильность направления штрихов.
• Получилось (+).
• Не получилось (-).
5. Попросите ребенка внимательно посмотреть и запомнить сначала
одну, потом две, а затем три фигуры (с. 6). Закрыв фигуру,
попросите ее нарисовать. Можете использовать любые задания
(с. 8).
• Получается (+).
• Не получается (-).
6. Попросите ребенка дополнить (закончить) рисунок (с. 13).
• Получается (+).
• Не получается (-).
7. Попросите ребенка скопировать рисунки (с. 21)
• Фигуры скопированы правильно, с соблюдением размеров, направлений
штрихов, сочетания частей, линии ровные, уверенные (+).
• Нарушены размеры, перепутано направление штрихов, линии
разорванные, неровные, дрожащие (-).
8. Попросите ребенка выделить (найти) одинаковые фигуры или
сочетания фигур в заданиях на с. 21.
• Ребенок ищет и правильно выделяет фигуры (рисунок) не более
чем за 6 секунд (+). • Более 6 секунд ищет «такую же» фигуру
(-).
• Не выделяет (неправильно показывает) «такую же» фигуру (-).
9. Попросите ребенка сложить простые фигуры из деталей по
образцу (с. 9).
• Быстро и уверенно складывает из деталей образец (+).
• Работает очень медленно, с подсказкой, неуверенно (-).
10. Поиграйте с ребенком вот в такую игру: возьмите чистый
лист бумаги (можно большой), дайте ребенку фломастер (маркер,
толстый карандаш или мелок). Представьте, что вы едете на
автомобиле и ребенок чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо,
сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стой, дорога пере-
крыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и...»
Получится схема движения.
• Получается (+).
• Не получается (-).
Эти задания предлагаются не столько для оценки, сколько для
того, чтобы «минусы» при выполнении определенных заданий подсказали
вам, над чем нужно работать. «Минусовое» выполнение заданий
1—4 — показатель трудностей, связанных преимущественно с несформированностью
координации движений и зрительно-моторных координаций. При
трудностях в выполнении заданий 1—2 обратите внимание на положение
ручки, дополнительно выполняйте упражнения с мелкими предметами.
При трудностях в выполнении заданий 5—6 необходима дополнительная
тренировка зрительной памяти. При трудностях в выполнении
заданий 7—10 необходимо уделить внимание развитию зрительно-пространственных
и зрительно-моторных координаций.
|